Железная дорога, как лакмусовая бумага, отражает не только текущее состояние экономики страны, но и потребности отечественных предприятий в доставке продукции в зависимости от времени года. Подробнее о сезонности читайте в материале.
Грузы следуют за сезоном
В холодное время года объем перевозок автомобильным и морским транспортом снижается в пользу железной дороги, которая менее зависима от капризов погоды. Чем она хуже, тем больше грузов перевозится в вагонах. Пик приходится на предновогодний период, когда повышается спрос на основные товарные позиции. В первом квартале железнодорожные компании обычно завершают грузоперевозки в рамках контрактов с истекающим сроком и начинают работу по новым, параллельно ведут переговоры по перспективным сделкам. Январь и начало февраля, пожалуй, самые спокойные месяцы для операторов. Потребность в перевозках снижается почти вдвое по отношению к среднегодовому уровню.
Весенний период, как и осенний, - переходный. Рынок постепенно перестраивается и адаптируется к природным изменениям, меняются и условия доставки продукции, требующей, например, соблюдения температурного режима (продукты питания, напитки и некоторые другие). Во втором квартале оживляется строительная отрасль, вслед за этим повышается спрос на некоторые виды вагонов. Например, в конце весны, летом и осенью специализированные хопперы-цементовозы в дефиците. В другое время найти их на рынке проще.
Конец лета и осень — традиционное время для доставки сельхозкультур, овощных консервов и кондитерской продукции. Растет спрос на вагоны-зерновозы и крытые вагоны. Зерно перевозится преимущественно по железной дороге. Это связано с выгодной ценой доставки, объемом продукции, который вывозится за один раз, а также разветвленностью ж/д сети в России. Для скоропортящихся продуктов используются вагоны-рефрижераторы, оборудованные холодильниками, а также изотермические вагоны, стенки которых сконструированы особым образом и позволяют поддерживать нужный уровень температуры длительное время.
Наиболее подвержены фактору сезонности автомобильные грузоперевозки. На них влияет не только погода. Например, Росавтодор запрещает движение тяжеловесных автомобилей по федеральным трассам в весенне-летний период. Растущий поток грузовиков усугубляет ситуацию на дорогах и замедляет их движение. Это невыгодно клиентам, и они часто переключают грузопотоки на железную дорогу.
Осень — оживленная пора для бизнеса. Компании активно отправляют скопившуюся на складе за летний сезон продукцию. Кроме того, стартует подготовка к новогодним праздникам. Товары отправляются в розничные магазины, к производителям сувенирной продукции, полиграфии и т.д. Чтобы избежать дефицита вагонов, операторы заранее готовятся к «высокому сезону»: уточняют планы грузоотправителей, рассчитывают оптимальные маршруты, корректируют план-график отправки вагонов по направлениям.
Дорогу грузам в любую погоду
На работу железнодорожников влияет не только сезонность отправок различных грузов, но также ремонт ж/д полотна и путевой техники, техническое обслуживание вагонов. Все эти моменты они учитывают в своей работе.
Например, зимний период из-за низких температур сопряжен с непредвиденными ремонтами рельс, путевой техники. Кроме того, повышаются расходы на их техническое обслуживание. Как правило, плановые работы по восстановлению железнодорожного полотна или укладке новых путей происходят летом. Их принято называть «технологическими окнами». На отдельных участках пропускная способность снижается, и операторы учитывают это в работе. При долгосрочных партнерских отношениях они понимают потребности и специфику работы грузоотправителей, поэтому могут заранее рассчитать количество вагонов на ближайшее время и организовать их своевременную подачу. Оперативная работа снижает затраты клиентов и позволяет сбалансировать нагрузку на сеть в разные сезоны.
Аналитики отмечают, что из-за пандемии коронавируса сезонный фактор в грузоперевозках стал ощущаться острее. На них теперь также влияют ограничения на въезд в те или иные страны, проблемы с транзитными документами, пробки из вагонов на границе. Это влечет за собой дефицит подвижного состава и задержку отгрузки товаров. Операторы сейчас учитывают не только стандартную сезонность, но и ограничения, связанные с эпидемиологической обстановкой в разных странах. Например, из-за пандемии чувствуется нехватка контейнеров, что стимулирует спрос на крытые вагоны, в частности, ПГК.