Найти тему

Как из медного кувшина родилась мечта о царстве

Невеста была бедна. Все ее приданое заключалось в титуле "принцессы", хорошем образовании и родстве с человеком, которого она не застала в живых.

Звали девушку София Августа Фредерика принцесса Цербская, а дома именовали Фике. Ей было всего 15 лет, она не говорила по-русски, была необыкновенно худа и тиха и, казалось бы, ничто не выдавало в ней даже тени того высокого положения, которое ей придется занять в русской истории.

Императрица Елизавета Петровна приняла девушку и ее мать любезно. Милостиво поговорила с ними, приказала одарить собольими шубами и устроить в роскошных покоях.

Фике предстояло стать невестой племянника Елизаветы Петра. Правда, она не понравилась жениху, а он не впечатлился ни ее умом, ни тихой красотой. Но молодых об их согласии на брак никто не спрашивал. Все решила Елизавета, а родители Софии Августы только обрадовались такой выгодной партии.

Ф.С. Рокотов. Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Источник Яндекс.Картинки
Ф.С. Рокотов. Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Источник Яндекс.Картинки

Елизавета была предрасположена к этой девушке, ведь она являлась племянницей ее жениха, умершего до брака. К тому же Фике приходилась родственницей и самому Петру. А еще была бесприданницей, которая, по мысли царицы, будет вечно благодарна ей за то высокое положение, которым она ее одарила.

Мать и дочь все-таки привезли кое-что из личных вещей. Это было несколько платьев Софи, белье, самые простые украшения. Также здесь стоял большой кувшин для умывания.

- Золотой? - улыбнулась Елизавета.

- Медный, - ответила невеста, - но вы не думайте, это очень хороший кувшин, прочный, надежный.

-Да, - еще раз улыбнулась Елизавета и приказала снабдить девушку хорошей посудой.

Летом 1744 года Фике перешла из лютеранства в православие и была наречена в честь матери Елизаветы Екатериной, хотя сама просила сохранять свое имя Софи, именуясь на русский манер Софией. Императрица не разрешила, в этой стране все решала она.

Но это было только первое разочарование иностранной гостьи. Худенькая Фике вскоре оказалась брошенная всеми.

Мужу она была не нужна, он не обращал на нее внимание. Крутил романы на стороне, пытаясь во всем насолить своей тетушке-императрице, которая забрала его из любимой Голштинии и заставила жить в России, учить ненавистный русский язык и соблюдать порядки, к которым он не привык.

А мать Фике была выслана из страны за политические интриги. Герцогиня пыталась лоббировать интересы Пруссии и сместить канцлера Бестужева.

Но девушка не сдалась. Она упорно училась говорить по-русски, продолжила свое образование, читала книги и пыталась понять "душу" этой огромной страны, в которую ее занесла судьба.

Возможно, Екатерина догадалась, что тот, кто понимает Россию, тот будет ею управлять.

Из медного кувшина родилась мечта о царстве, которая осуществилась в полной мере. Екатерина, став императрицей, сумела собрать огромные богатства. Одна ее коллекция в Эрмитаже чего только стоит!

Но ничего из этого она не взяла с собой. Все осталось здесь, на земле, вместе с ее именем и памятью в русской истории...

Но вот интересно, где тот самый медный кувшин, с которого все началось?

Ведь он тоже своего рода памятник. Памятник того, что в жизни многое можно сделать, если этого по-настоящему захотеть.