Найти в Дзене
С Богом по жизни

ЗАЧЕМ ОСТАВЛЕН ДОМ БОЖИЙ?

«...Я сделал за это выговор начальствующим и сказал: зачем оставлен нами дом Божий? И я собрал их и поставил их на место их» (Неем. 13:11).

Неемия известен своим участием в восстановлении стен Иерусалима, но на самом деле он выполнял задачи намного посложнее этой. Первые шесть глав книги Неемии повествуют о восстановлении стен; в последних семи главах говорится о работе исключительной важности — об исполнении им обязанностей правителя Иудеи. Восстановление народа — куда более трудная задача, нежели восстановление стены.

Глава 13 рассказывает о самой сложной задаче, которая когда-либо стояла перед Неемией. Ситуация была следующей: персидский царь на время отпустил Неемию в Иерусалим. После восстановления стен и двенадцатилетнего правления Неемия вернулся ко двору царя. Пробыв там некоторое время (мы не знаем как долго), он снова попросил разрешения отправиться в Иерусалим. Когда он вернулся в город, все там было плохо. Многое из того, чего он когда-то достиг, необходимо было осуществлять заново.

В стихе 11 нашего текста кратко сформулирована возникшая проблема: “Зачем оставлен дом Божий?” Под “домом Божьим”, конечно, подразумевается храм. До отъезда Неемии благодаря руководству и помощи Ездры народ с большим энтузиазмом относился к храму Божьему, проявлял усердие в поклонении и служении Господу в целом.

В главах 9 и 10 рассказывается о великом собрании народа, пришедшего на поклонение, в разгаре которого, во второй половине главы 10, народ дал обязательство исполнять волю Божью и прославлять Его:

«И прочий народ, священники, левиты, привратники, певцы, нефинеи и все отделившиеся от народов иноземных к закону Божьему, жены их, сыновья их и дочери их — все, которые могли понимать, пристали к братьям своим, к почетнейшим из них, и вступили в обязательство с клятвой и проклятием — поступать по закону Божьему, который дан рукой Моисея, раба Божьего, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа, Бога нашего, и уставы Его, и предписания Его» (Неем. 10:28, 29).

Отметим некоторые данные ими обещания: (1) не заключать браки с представителями других народов (10:30); (2) не осквернять субботу или какой-либо другой священный день, покупая в это время товары у иноземных народов (10:31); поддерживать дело Божье в целом и, в частности, обеспечивать левитов деньгами и приношениями (10:32-39). Кульминацией их клятвы были слова в стихе 39: “Мы не оставим дома Бога нашего”.

Однако, как мы с вами увидим, они сделали все, чего обещали не делать, и ничего из того, что делать обещали. Почему так случилось? Почему они оставили дом Божий? В нашем тексте перечисляется ряд причин, почему народ в дни Неемии оставил дом Божий. Рассматривая главу с этой точки зрения, мы, возможно, сделаем какие-то выводы и для себя. Конечно, “дом Божий” уже не здание, а народ, Его церковь. Почему некоторые члены оставляют церковь?

ПО НЕВЕДЕНИЮ (Неем. 13:1-3)

Прочитайте стихи 1-3:

«В тот день читано было из книги Моисеевой вслух народа и найдено написанное в ней: “Аммонитянин и моавитянин не может войти в общество Божье вовеки, потому что они не встретили сынов Израиля с хлебом и водой и наняли против него Валаама, чтобы проклясть его, но Бог наш обратил проклятие в благословение”. Услышав этот закон, они отделили все иноплеменное от Израиля».

Из стиха 4 мы узнаем, что данное событие произошло позже некоторых других событий этой главы. Тогда почему о нем говорится в первую очередь? Я полагаю, что, по крайней мере, одна из причин — это желание показать основную проблему людей: они не знали воли Божьей. Они, кажется, даже были удивлены, узнав, что Слово Божье запрещало то, что они допускали.

Читая далее главу, обратите внимание, что народу постоянно нужно было напоминать о воле Божьей. Неемии пришлось напомнить людям о том, что произошло с их предками, когда они стали осквернять субботу (ст. 18). Ему пришлось напомнить им о том, что случилось с Соломоном, когда он стал брать в жены чужеземных женщин (ст. 26). Он цитировал им Втор. 6 и ссылался на многие другие места и учения из закона Моисея.

Я убежден, что причиной всех случаев, когда оставляют дом Божий, — говорим ли мы о посещении или участии в делах церкви — является неведение.

Некоторые могут не знать, что на самом деле значит быть членом (то есть действующей частью) Господней церкви. Другие могут не ведать, какой вред наносится делу Божьему, когда церковь не посещают и не принимают участия в ее работе.

Я слышал, как люди говорили: “Я могу читать Библию дома, и молиться, и помогать другим”. Конечно, можете, и я надеюсь, что вы так и делаете. Однако если от вашего чтения Библии дома, молитвы и другого служения есть какая-то польза, так это та, что вы должны узнать, что вам необходимо присутствовать, когда собирается церковь, и вы должны узнать, что вам необходимо участвовать в ее делах.

В древности один пророк сказал: “Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения” (Ос. 4:6), — и это по-прежнему так.

ПОТОМУ ЧТО ОНИ НЕ ОТДЕЛИЛИСЬ ОТ МИРА (Неем. 13:1-3)

В стихах 1-3 люди слушали публичное чтение из книги Моисеевой. Они узнали, что чужеземцы не должны были входить в состав общества Божьего. Речь здесь идет о чтении из Втор. 23:3-5:

«Аммонитянин и моавитянин не может войти в общество Господнее, и десятое поколение их не может войти в общество Господнее вовеки, потому что они не встретили вас с хлебом и водой на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веора, из Пефора месопотамского, чтобы проклясть тебя; но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама, и обратил Господь, Бог твой, проклятие его в благословение тебе, ибо Господь, Бог твой, любит тебя».

В Ветхом Завете все время подчеркивается, что иудеям необходимо было оставаться отделенным народом, что тесная связь с окружавшими их язычниками развратит Божий народ и приведет к потере им своих отличительных черт, своего предназначения и, как следствие, поддержки и помощи от Бога. Библейская история показывает, что временами именно так и происходило.

Присутствие этих неверующих могло способствовать оставлению дома Божьего. Для аммонитян и моавитян дом Божий ничего не значил. Они, возможно, даже насмехались над правоверными иудеями по поводу их служения в храме.

Одной из больших проблем, стоящих перед церковью сегодня, является материализм, то есть предпочтение материального духовному. Откуда она взялась? Мы позволили миру повлиять на нас. Мы приняли мирскую систему ценностей. Неудивительно, что посещение и участие в богослужениях имеет для нас все меньшее значение — и все меньшую привлекательность.

Мы не должны возражать, что, мол, отделенность — это принцип исключительно Ветхого, а никак не Нового Завета. Возьмите 2 Кор. 6:14-18, где цитируется Ветхий Завет, но все высказывание в целом относится к церкви:

«Не склоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божьего с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: “Вселюсь в них, и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом”. “И потому выйдите из среды их и отделитесь, — говорит Господь, — и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас”. “И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерями”, — говорит Господь Вседержитель».

Многие стихи предостерегают нас против влияния мира. Например, в Рим. 12:2 говорится: “И не сообразуйтесь с веком сим”. Иак. 4:4 предупреждает о том, что “кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу”. 1 Ин. 2:15-17 убеждает нас не любить мир.

Хочу обратить ваше внимание на то, что отделенность не является изоляцией. Мы должны быть не от мира (Ин. 17:14-16), но в мире (Ин. 17:11). Изолировав себя, мы никогда не сможем быть солью земли или светом мира (Мф. 5:13, 14). Так нам никогда и никого не удастся привести ко Христу.

Быть отделенным — это значит оставаться особым народом с глубокими убеждениями. Наши взгляды должны исходить от Бога, а не от тех, кто нас окружает. Мы не должны вступать ни в какие союзы, которые могли бы отрицательно повлиять на нашу духовную жизнь.

Следующие шесть стихов предостерегают от таких союзов.

ИЗ-ЗА СКВЕРНЫ В ИХ ЖИЗНИ (Неем. 13:4-9)

Распространявшийся дух компромисса воздействовал не только на простых людей; его влиянию подвергались также и вожди народа. В стихах 4-9 рассказывается о почти невероятном событии.

В стихе 4 говорится о священнике Елиашиве, который был назначен смотрителем комнат дома Божьего. Вероятно, это было тот самый Елиашив-первосвященник, о котором говорится в стихе 28. Его родственник, Товия, был одним из самых ярых противников Неемии и восстановления стен. Это был страшный человек. Библия говорит, что Елиашив и Товия были связаны близким родством; возможно, их семьи породнились через брачный союз.

В стихе 5 говорится, что Елиашив “отделал для него [Товии] большую комнату, в которую прежде клали хлебное приношение, ладан, и сосуды, и десятины хлеба, вина и масла, положенные законом для левитов, певцов и привратников, и приношения для священников”. Елиашив отдал Товии комнату в храме, где тот мог останавливаться, когда приезжал в город. Товию нельзя было допускать даже во двор храма; тем не менее, Елиашив не только впустил его, он еще отделал для него гостевую комнату, куда тот перенес свои личные вещи (ст. 8). Когда все это происходило, Неемии не было в Иерусалиме. Возвратившись, он был очень разгневан, так что “выбросил все домашние вещи Товии вон из комнаты” (ст. 8).

Неемия принял незамедлительные меры. Представьте себе эту картину: старик, выбрасывающий кровать Товии... матрас... комод... стол... одежду... и затем говорящий: “И чтоб духу твоего здесь не было!” Это напоминает мне о другом случае, когда Иисус очистил храм (Ин. 2:15).

В стихе 9 говорится: “...и сказал, чтобы очистили комнаты, и велел опять внести туда сосуды дома Божьего, хлебное приношение и ладан”. По приказу Неемии это место привели в порядок, и затем он заново освятил его, восстановив его святость.

Если даже первосвященник проявлял такое неуважение к дому Божьему, то нас не должно удивлять, что и у народа было так мало к нему уважения. Чтобы исправить сложившееся положение, им прежде нужно было избавиться от скверны.

И до сих пор скверна является причиной того, что люди оставляют дом Божий. Многие люди, очень мало знакомые с Божьей волей, знают все-таки достаточно для того, чтобы сознавать, что они живут не так, как хочет Бог. Из-за этого понимания им очень неловко приходить на библейские занятия и богослужения. Им не хочется присутствовать при обсуждении Божьего Слова, как не хочется выслушивать требования к благочестивой жизни. В своем нынешнем состоянии они, конечно, не станут принимать участия в работе церкви!

Библия придает огромное значение чистоте. Фил. 4:8 призывает нас быть чистыми в помыслах (помышлять о том, что только истинно, честно, справедливо, чисто, любезно и достославно). Иак. 1:27 велит нам оставаться чистыми в жизни (неоскверненным от мира). Павел обобщает нашу задачу в 1 Тим. 5:22: “Храни себя чистым от греха”.

Церковь постоянно нуждается в очищении, когда люди каются в своих грехах и принимают решение вести более достойную, более высоконравственную жизнь. Христиане должны выбросить грех из своей жизни, подобно тому как Неемия выбросил вещи Товии из помещения храма. Люди нуждаются в восстановлении, после чего они должны стать лучше. Это наилучший способ справиться с проблемой оставления дома Божьего.

Читая стихи с 4 по 9, вы можете удивиться, почему помещение или помещения, предназначенные для хранения приношений и десятин, были настолько пусты, что их могли переоборудовать в гостевой дом для Товии. Неемия расследовал это дело.

ИЗ-ЗА ЖАДНОСТИ И СКУПОСТИ (Неем. 13:10-13)

Прочтите стихи с 10 по 13. Люди не отдавали десятину и не делали приношений. Их энтузиазм улетучился во время отсутствия Неемии. В результате левиты не получали предназначавшейся им доли. Левитам и певцам пришлось покинуть Иерусалим, вернуться домой и работать на полях, чтобы прокормить свои семьи. Обратите внимание на слово “разбежались”; это буквальный перевод с древнееврейского. Ситуация была критической. Те, кто был ответственен за проведение служения в храме, спешно возвратились домой, чтобы вырастить урожай и накормить семьи.

Неемия обратился к виновникам сложившегося положения. В стихе 11 он “сделал выговор начальствующим и сказал: «Зачем оставлен нами дом Божий?»” Правителями были знатные люди. Они, как политическое руководство народа, должны были проследить за тем, чтобы платилась десятина. Кроме того, им следовало бы самим подавать пример; но они имели больше всех денег, и их кошельки пострадали бы сильнее всего.

В стихе 11 говорится, что Неемия вернул левитов в Иерусалим. Он принял меры к тому, чтобы народ стал отдавать десятины и делать приношения (ст. 12). Он организовал все таким образом, чтобы процесс не прерывался (ст. 13). Он назначил заслуживающих доверия людей (1), чтобы они собирали десятину и (2) распределяли части между левитами. Неемия был энергичным человеком. Он видел, что нужно было сделать, и делал это!

В наши дни жадность и скупость по-прежнему является страшной проблемой. Она наносит вред делу Господнему самым различным образом. У нас нет денежных средств для совершения возможных добрых дел... их недостаточно для нужных работников... их недостаточно для распространения в мире благой вести. Если проявить беспечность, то у нас может на непродолжительное время появиться душевный подъем — как в древности у иудеев, — и затем, когда он спадает, мы снова возвращаемся к нашей старой проблеме с пожертвованиями.

В Новом Завете нам не говорится отдавать десятину, но нам тем не менее сказано: “В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду” (1 Кор. 16:2); “кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог” (2 Кор. 9:6, 7).

При всех тех благословениях, которые мы имеем, я не могу представить себе никого, кто бы обязался жертвовать менее десяти процентов от своего дохода, — а вы? Если наши сердца наполнены корыстью, жадностью и скупостью, мы, наверняка, или совсем покинем дом Божий, или останемся на грани — может быть, посещая иногда богослужения и делая незначительные пожертвования, но полностью не отдавая себя делу Божьему.

Люди могут оставить дом Божий из-за жадности. Неемия, объезжая Иудею после своего возвращения, узнал еще об одном зле, которое потрясло его до глубины души: иудеи перестали почитать день субботний.

ПОТОМУ ЧТО ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ СЧИТАЕТСЯ У НИХ САМЫМ ОБЫЧНЫМ ДНЕМ (Неем. 13:15-22)

В стихе 15 говорится: “В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы, и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил им в тот же день, когда они продавали съестное”.

Ключевое слово здесь “суббота”. В отношении субботы было много четко выраженных законов. Слово “суббота” означает “отдых, покой”. В этот священный день люди не должны были работать или путешествовать, но они продолжали заниматься своими делами, как и в любой другой день. Они готовили товары на продажу, перевозили их в Иерусалим и затем продавали, не считаясь с днем субботним.

Далее, из стиха 16, мы узнаем, что “И тиряне жили в Иудее, и привозили рыбу и всякий товар, и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме”. Жители Тира были известными торговцами. В главе 10 иудеи обещали ничего не покупать у чужеземных купцов в день субботний, но — покупали.

И снова Неемия “сделал выговор знатнейшим из иудеев и сказал им: «Зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний?»” (ст. 17). Во второй раз Неемия вступил в конфликт с теми, кому следовало бы заниматься решением этого вопроса. Но торговля в субботу, вероятно, приносила знати хороший доход. Кроме того, торговля в субботу обеспечивала их самыми свежими и лучшими продуктами.

Как и до этого, Неемия дельно и энергично взялся за решение проблемы. Он приказал запирать ворота и поставил у них стражу следить за тем, чтобы товар не ввозился (ст. 19). Когда какие-то торговцы в субботу открыли лавку прямо под стенами Иерусалима, Неемия прогнал их (ст. 20, 21). И, наконец, он позаботился о том, чтобы и в будущем по субботам ворота запирались (ст. 22).

Эти люди “оставляли дом Божий”, чтобы торговать и получать прибыль. Если они занимались этим в субботу, ясно, что они не помышляли о Боге.

Я уверен, что некоторые скажут: “В наше время такая проблема не имеет к нам никакого отношения, потому что мы уже не обязаны соблюдать субботу”. Это верно, что мы больше не подчиняемся законам о дне субботнем (Кол. 2:14-16), и так же верно, что Божий закон о соблюдении субботы был более строгим, чем Его закон о воскресенье — дне Господнем. В Новом Завете нигде не говорится, что мы не должны работать по воскресеньям или что мы должны отдыхать в этот день.

С другой стороны, если в вашем представлении суббота была просто днем физического отдыха, то вы на самом деле не поняли, зачем Бог отвел в неделе особый день. Суббота была выделена как день прекращения физического труда, но цель была не в том, чтобы дать народу долгожданный перерыв в работе. Более важно то, что в этот день людям давалось время подумать о своем Боге, как Он сотворил мир, как Он благословлял их и заботился о них, что Он требовал от них, и насколько их образ жизни соответствовал Божьим заповедям.

Грех людей, о котором говорится в стихах 15-22, состоял в том, что суббота для них ничем не отличалась от других дней. Они срывали замыслы Божьи в отношении этого дня и, таким образом, не повиновались Богу.

Мы не подчиняемся ветхозаветным законам о субботе, но первый день недели должен быть самым дорогим днем для нас. Это день, в который Господь восстал из мертвых, день, когда была установлена церковь. Ранняя церковь собиралась вместе в первый день недели для хлебопреломления (Деян. 20). В этот день они жертвовали на нужды церкви (1 Кор. 16:2). День этот назван днем Господним (Отк. 1:10; см. Славянское Евангельское Общество). Слово “Господень” является переводом особого слова, означающего “принадлежащий исключительно Господу”. Это слово встречается еще только один раз — в 1 Кор. 10:21, где говорится о трапезе Господней.

Я не думаю, что нужно сильно напрягаться, чтобы увидеть, что люди в наши дни — даже некоторые в теле Христа — относятся к дню Господнему, как к любому другому дню. Как в любой другой день, в воскресенье торгуют, работают. В нем видят просто еще один день, когда можно куда-то поехать, повидать друзей и любимых. Это просто еще один день, в который мы делаем то, что нам захочется.

В Новом Завете никак не детализируется, что мы должны делать в воскресенье, кроме того, что мы должны поклоняться и как мы должны поклоняться. Однако меня сильно тревожит, что этот день становится все более и более светским в нашем обществе — и что так много членов церкви принимают это как должное.

Особенно меня волнует то, чему мы учим нашу молодежь. Я не буду говорить о взрослых членах церкви, которые работают по воскресеньям, чтобы прокормить себя и свои семьи. Я надеюсь, что их отношение к этому такое: “Мне это не нравится, и я делаю все от меня зависящее, чтобы изменить свой график работы и не пропускать ни одного богослужения церкви”; но пусть это останется на их совести. Однако я хотел бы сказать о нашей молодежи. Как можно оправдать то, что они работают, вместо того чтобы встречаться со святыми? Подростки, которых я знаю, не имеют никого на своем иждивении. Возможно, они работают, чтобы накопить денег или купить дорогую вещь, но не потому, что у них нет иного выхода. Не в том ли причина, что мы учим подростков своим примером — если не каким-то более доходчивым образом — что день Господень ничем не отличается от других дней и что, если они хоть как-то забегают в церковь на часок в воскресенье, чтобы принять участие в вечере Господней, остаток дня они могут провести, как хотят?

Бог заслуживает большего, чем один час в воскресенье, и всё. Читая Деян. 2, Деян. 20 или Евр. 10, никак нельзя прийти к заключению, что новозаветные христиане только то и делали, что второпях заскакивали в собрание на один час в воскресенье.

Я не могу решить всех ваших личных проблем, связанных с днем Господним, но я думаю, что мы должны спросить себя: “А не подобны ли мы иудеям в дни Неемии, превращавшим день Господень просто в обычный день недели?” Такое отношение может привести к тому, что мы оставим дом Божий.

ПОТОМУ ЧТО ЗАКЛЮЧЕННЫЕ ИМИ БРАКИ УВОДЯТ ИХ ОТ БОГА (Неем. 13:23-28)

За двадцать пять лет до Неемии Ездра уже решал проблему смешанных браков, и люди тогда обязались не допускать подобных ситуаций. Теперь, когда правитель Неемия объезжал страну, он обнаружил, что эта проблема снова приняла угрожающие размеры.

В стихе 23 говорится: “Еще в те дни я видел иудеев, которые взяли себе жен из азотянок, аммонитянок и моавитянок...” Вследствие тесных связей с неверующими, о которых упоминается в стихах 1-3, появились и смешанные браки. Из стиха 24 мы узнаем, что многие иудейские дети даже не говорили на своем родном языке: “...и оттого сыновья их наполовину говорят по-азотски или языком других народов и не умеют говорить по-иудейски”.

Эта ситуация встревожила Неемию по нескольким причинам. Смешанные браки подобного рода были прямым нарушением Божьей воли, но его, кажется, больше всего обеспокоило то, как это отражалось на детях. Половина из них говорила по-азотски. Азот был городом филистимлян, так что и язык, скорее всего, был филистимским.

Многие из нас видели детей из таких семей, в которых родители говорят на иностранном языке. Когда это смешивается с тем, что они слышат от учителей, друзей и остальных людей — особенно в младшем возрасте — они начинают говорить частично на одном языке и частично на другом.

Конечно же, Неемию заботил не просто язык. Он беспокоился о том, чтобы израильтяне сохранили себя как особый народ. Его волновало мышление детей. Язык является результатом мыслительного процесса. Если смешанные браки оказывали влияние на язык, значит они влияли и на мышление. Короче говоря, Неемию тревожило то, что дети отдалялись от Господа.

В стихе 25 говорится, что он “сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волосы и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя”. Очевидно, что это расстроило Неемию больше всего того, о чем мы узнали. Только не думайте, что Неемия устроил простой скандал с криком, шумом и рукоприкладством. Язык этого стиха говорит о том, что он использовал все средства, имевшиеся у него как у правителя, чтобы изменить ситуацию. (1) Фраза “сделал выговор” указывает на то, что он рассмотрел это дело в суде. (2) Фраза “проклинал их” подразумевает не оскорбительные выражения, а Божий суд. В главе 10 иудеям было сказано, что, если они нарушат данную ими клятву, на них будет проклятие Божье. (3) “Бил” означает, что он подверг их телесному наказанию как нарушителей закона. (4) Выражение “рвал у них волосы” подразумевает то, что им обрили головы, что являлось большим позором. Затем он потребовал от людей повторить свою клятву. В заключение он напомнил им о последствиях неповиновения (ст. 26, 27).

Опять-таки, этот грех был не только среди простых людей, но и среди их вождей. В стихе 28 говорится: “И из сыновей Иоиады, сына великого священника Елиашива, один был зятем Санаваллата, хоронита. Я прогнал его от себя”. Священник мог взять в жены только непорочную женщину из своего народа (Лев. 21:1-15). Санаваллат был даже еще более ярым противником Неемии и Божьего замысла, чем Товия! Очевидно, этот человек не раскаялся, поэтому Неемия выгнал его из страны, лишив сана священника. Какая яркая картина! С присущим ему усердием Неемия уничтожил это дурное влияние на свой народ.

Хочется снова указать на очевидную связь происшедшего с “оставлением дома Божьего”. Насколько трудно сохранять верность, когда наши мужья или жены уводят нас от Бога и Его воли! Как тяжело по-настоящему включиться в работу для Господа и служение Ему! В Новом Завете нет подобных законов о браке, но там есть следующие стихи:

«Не склоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой?» (2 Кор. 6:14).
«Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:39).

Также и у нас есть много свидетельств, что брак может оказывать влияние на то, оставляем мы дом Божий или нет.

Я вам сочувствую, если вы состоите в браке с нехристианином или если ваш супруг не тверд в вере и не поддерживает вас в вашем желании служить Господу. Делайте все от вас зависящее. Если у вас есть дети, сделайте все, что в ваших силах, чтобы правильно научить и воспитать их. Стремитесь преодолевать нежелательное влияние, чтобы — с духовной точки зрения — они не говорили частично по-азотски и частично на языке Господа. Самое главное, не позволяйте мужу или жене, которые не являются членами церкви, препятствовать вам быть тем, кем вы должны быть в церкви Господней. Если вы надеетесь когда-нибудь привести любимого вами человека к Господу, вы должны всегда посещать собрания, и вы должны участвовать в делах церкви (2 Пет. 3).

Позвольте мне сказать следующее нашим молодым людям: вступайте в брак с христианами — истинными христианами, твердыми христианами. Человек, с которым вы заключите брак, будет играть главную роль в том, останетесь вы верными Богу или “оставите дом Божий”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы увидели, что люди “оставляют дом Божий” по неведению, потому что они не отделились от мира, из-за скверны в их жизни, из-за жадности, из-за того, что день Господень считается у них самым обычным днем, и из-за того, что они вступили в брак с теми, кто уводит их от Господа.

В этой главе выделяются, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, Неемия по-настоящему любил дом Божий. Я надеюсь, что мы точно так же любим Господню церковь. Во-вторых, когда нужно было что-то сделать в исполнение воли Божьей, Неемия не ждал. Он делал это — без промедления.