В статье приводятся упражнения для детей от 10 лет и взрослых, всех, кто хочет сделать свою речь неизбитой.
Когда вы сталкиваетесь с загадкой, то какие эмоции вы испытываете? Вам скучно и вы думаете, как бы избежать участия в этом сложном и нудном деле или вы заинтересованы и воспринимаете процесс разгадывания как игру? Большинство детей обожают загадки и не воспринимают их как упражнения для тренировки тех или иных навыков. Вам весело, интересно, вы разгадываете и при этом обучаетесь.
Загадки учат видеть сходное в несходном, в одинаковом - разное, мыслить нестандартно. Операция сравнения и нахождения на этой основе общего и различного - это основа мышления. Загадки способствуют развитию поэтического видения мира. Загадка развивает поэтическое, метафорическое мышление, так как метафора - излюбленное стилистическое средство загадки.
Понять метафору - значит понять саму загадку, раскрыть ее суть. Для того, чтобы отгадать загадку, нужно обладать достаточно развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, быть очень сообразительным, способным преодолеть искусственно создаваемые загадкой трудности логического порядка. Хотите прокачать все это в своей речи или в речи своего ребенка? Читайте дальше, ниже будут упражнения на развитие поэтического мышления.
Детям от десяти лет можно объяснить, что такое метафора, показать как загадки строятся на метафоре и попросить придумать свои загадки, опираясь на данные вами образцы. Ниже привожу основные типы образования загадок, построенных на метафоре, которые выделил и описал С.Г. Лазутин в своей книге "Поэтика русского народа". ( Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора: Учебное пособие для филологических факультетов университетов.-М., 1981).
1. Предметы сопоставляются на основе их общего сходства.
Например, загадка "Как во поле, во кургане стоит девушка с серьгами", т.е. овес, основывается на сходстве свисающих кистей овса с висящими в ушах девушки сережками. Конечно, может быть, ребенок никогда не видел овес и тогда следует показать ему картинку, чтобы он понял о чем речь. Поиграйте, кто придумает больше загадок, построенных по этому принципу.
2. Предметы сопоставляются по цвету:
"На поле девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках". (Березы). Придумываем свои загадки по этому принципу.
3. Предметы или явления сближаются на основе признаков их внутренней организации:
"В одном бочонке два сорта вина". (Яйцо). Красиво? Очень? А вы так сможете?
4. Предметы сравниваются по их роли в бытовой жизни:
"Висит болтается, всяк за него хватается" (Рукомойник). Эта загадка, поскольку современные дети не знают, что такое рукомойник имеет другое, более им понятное решение - "полотенце".
5. Предметы могут сопоставляться по особенностям их движения, соотношению подвижного и неподвижного:: "Бурко бежит, а оглобли стоят". Вам удалось разгадать эту загадку? Нет? Смотрите ответ в конце статьи.
6. Предметы, явления и образы сближаются на основе некоторых черт и признаков в их поведении:
"Круглолица, белолица, во все зеркала глядится". (Луна).
Надеюсь, вам было интересно, придумывайте свои загадки, пишите их в комментариях. И пусть ваша речь будет уникальной, образной и красивой.
И да, ответ на загадку в пятом пункте - "Река и берега".