Акулам в качестве личного оружия природа выделила недурственный комплект зубов. Птицам – здоровенный клюв, которым при желании можно продолбить дырку даже в голове слона...
Львам – когти. Лошадям – копыта. Змеям – ядовитые железы…
Такое впечатление, что на нас-то всем было наплевать. Вот эти мягкие розовенькие пластинки на ногах и руках, эти жалкие тупые кусочки кости на деснах (да и те вскоре вываливаются, треснув при попытке хищно вырвать кусок плоти из огурца…). Ну, ничего, мы им всем показали, чьи в лесу шишки.
Причем мы оказались круче, потому что не только научились заменять рога и копыта взятыми в лапы палками и камнями, а освоили куда более хитрую вещь – мы научились убивать на расстоянии. Что практически никому до сих пор не удавалось (ну, плюются некоторые виды змей и рыб ядами на полметра – так это не смешно даже…).
ПРЕДКИ
Идея была проста. Берешь предмет, который при соприкосновении с целью способен причинить этой цели максимум дискомфорта. Потом даешь выбранному предмету хорошего пинка, дабы придать ему максимальную скорость, и смотришь, что получится.
Пошвырявшись энное количество тысяч лет камнями и палками, человек все-таки вынужден был признать тот факт, что мышцы у нас тоже не ахти. И даже если заменить тупую палку на палку хорошо заточенную (а то и с привязанной острой рыбьей костью для большей убойности), все равно: пара десятков метров – это предел. Что совершенно недостаточно.
Так что, оставив все эти ядра, диски и копья грядущим легкоатлетам, человечество принялось озираться по сторонам в поисках закона физики, который помог бы забивать гадов с еще более длинной дистанции.
Долгое время непревзойденным дальнобойным оружием была праща. Штука простая – как и все гениальное.
Праща
Веревка или ремень метра в полтора длиной, с расширением посередине и петлей на одном конце. Петля надевается на руку, ремень складывается пополам, в сгиб помещается увесистый свинцовый или каменный снаряд. Теперь, покрутив пращу над головой, достаточно выпустить второй конец – и под действием инерции снаряд летит далеко и быстро. И весьма эффективно: воины Дария, к примеру, считались хорошими пращниками, если со 100 метров одним броском убивали человека. А со 150-ти и тремя бросками – быка. Одновременно с пращой люди изобрели и лук, причем победителем в конечном счете стал именно он. Во-первых, хорошие луки (например, боевые: уэльские, тисовые, сложносоставные, японские асимметричные) били дальше, чем праща. 300-350 метров было вполне убийственной дистанцией, кроме того, меткость лучника в несколько раз превосходила меткость пращника.
В дальнейшем луки начали было заменять на куда более мощные арбалеты, но не успели. Во-первых, арбалетом запрещалось пользоваться против кого-либо, кроме неверных, ибо он имел священную форму креста и в ряде локальных европейских конфликтов участвовать не мог. Во-вторых, состоялось торжественное изобретение пороха.
Первые несколько сотен лет индивидуальное огнестрельное оружие выглядело довольно жалко. Да, выпущенная из него пуля пробивала тяжелую броню. Но выпустить эту пулю было делом довольно затруднительным. Вот как, например, выглядел выстрел из ручной бомбарды конца XIV века.
Бомбарда
Сперва в ствол засыпается порох, потом его при помощи палки уплотняют бумажным пыжом. Потом в ствол укладывается подходящая по диаметру пуля. Теперь, стараясь не высыпать все это хозяйство, стрелок зажимает приклад под мышкой, а тяжелый ствол размещает на подходящей опоре. Осталось только поднести к запальному отверстию раскаленный металлический прут и дождаться, что будет дальше. Очень может быть, что оружие взорвется. Или отсыревший порох сделает лишь слабенькое «пух!», и пуля плавно выкатится из дула. Но даже если выстрел произошел, куда полетит эта кривая, успевшая всласть накувыркаться в стволе пуля – это еще большой вопрос. Кроме того, на зарядку и выстрел требовалось около пяти минут (лучники за это время легко выпускали 25-30 стрел). Но все это уже были детали. Будущее человечества (равно как и фазаньих курочек, сурков и африканских слонов) было предрешено. Капсюльные замки, нарезные стволы, нитропорох и прочие полезные изобретения вскоре значительно упростили высокое искусство убивания.
ОРУЖИЕ БУДУЩЕГО
Не будет убивать – только сводить с ума, ослеплять и парализовать.
Ты в детстве случаем не рисовал плакаты про борьбу за мир? Помнишь, те самые: сверху жирная курица с петрушкой в клюве, призванная изображать голубя мира, снизу любовно нарисованный перечеркнутый красным крестом пулемет? Ну так можешь радоваться! Наконец-то огнестрельному оружию приходит конец. Специалисты считают, что уже через 15-20 лет большая часть армий развитых стран будет полностью переоснащена оружием принципиально нового типа. Российская Дума, стремясь не отставать от прогресса, два года назад даже приняла закон, запрещающий любое производство и продажу на территории страны микроволнового, акустического и лазерного оружия – даром что его пока официально не существует, лишь опытные образцы в лабораториях. Тем не менее уже известно: разработки идут в трех основных направлениях.
Микроволновое (HPM)
Узкий пучок направленной энергии способен сотворить многое. Например, полностью разрушить компьютеры современных боевых машин, повредив их электронные компоненты. Но и против живой силы такое оружие весьма эффективно. Есть возможность сделать его выстрелы бескровными и не смертельными. Существующие образцы рассчитаны на то, чтобы проникать в кожу человека на глубину около полмиллиметра и интенсивно воздействовать на расположенные там нервные окончания, вызывая у жертвы сильнейшую боль с последующим шоком. Травмированный таким образом солдат еще несколько дней не сможет функционировать, причем противнику придется тратить еще и дополнительные силы на то, чтобы вывести своего «раненого» с линии огня и обеспечить ему надлежащий уход.
Акустическое
В середине 90-х американские войска не решились испытать эти новейшие разработки в Сомали. Последние акустические устройства умеют создавать пучки направленного звука, которые вызывают у человека ощущения сильной боли, паники, головокружения и тошноты. Несколько звуковых «выстрелов» подряд приводят к сильнейшим психическим расстройствам, которые могут оказаться неизлечимыми.
Лазер
Пока что лазер используется только в прицелах, но это лишь начало. Идея разрубания человека пополам лазером (столь блистательно воплощенная в «Звездных войнах») не нашла одобрения у современного гуманистически мыслящего общества, поэтому конструкторы сейчас работают в ином направлении. Уже существует лазерный пистолет, выстрел из которого ослепляет врага на несколько часов. В планах изобретение оружия, которое смогло бы испускать столь яркие лучи, чтобы армия противника на несколько суток превращалась в стаю слепых котят.
ВЕЛИКИЕ ОРУЖЕЙНИКИ
Джон Браунинг
(1855-1926)
Потомственный оружейник. Не только отец и дед Джона работали на оружейных заводах – семеро из его братьев также занялись этим бизнесом (всего же в семье был 21 ребенок, что даже для того времени… ну, скажем, более чем достаточно). Прославился изобретением оригинального затворного механизма, множеством патентов, улучшающих качество орудия и знаменитыми моделями своего производства – помповым ружьем Auto-5 и полуавтоматическим пистолетом Hi-Power, более 10 миллионов единиц которого начиная с 1907 года были приняты на вооружение в армиях многих стран. Сейчас большинство патентов Джона Браунинга принадлежат Бельгии, которая давно считается второй родиной оружия марки «Браунинг».
Самюэль Кольт
(1814-1862)
«Бог создал людей, а мистер Кольт сделал их равными» – гласит знаменитая американская поговорка. Первый пистолет, который не надо было перезаряжать после каждого выстрела, был создан в 1835 году. Известно, что идею Кольт придумал, когда, сбежав из дому, завербовался на несколько лет во флот. Глядя на рулевого со штурвалом, Сэмюэль и представил себе такую вещь, как револьверный барабан.
Жан Лепаж
(1748-1834)
Потомственный оружейник, прославившийся выпуском чрезвычайно изящных и метких дуэльных пистолетов. Стреляться на лепажах стало всемирным хорошим тоном, пришедшим и на наши скифские просторы (именно от выстрелов «стволов Лепажа роковых» погибли и Пушкин, и Лермонтов). Сегодня аукционная цена пары лепажевских пистолетов может достигать миллиона долларов.
Михаил Калашников
(1919-2013)
Наше все. Человек-легенда. Создал знаменитый АКМ, из которого было убито людей больше, чем из какого-либо другого оружия за всю историю человечества, а сам автомат можно увидеть на флагах и гербах нескольких государств.
Элифалет Ремингтон
(1793-1861)
То, что в мастерских отца и сына Ремингтонов выпускались прекрасные швейные машинки, бороны и веялки, история не оценила. Зато знаменитые кремневые замки Ремингтона-старшего и казнозарядные винтовки с роликовым запиранием Ремингтона-младшего были оценены по достоинству – они находились на вооружении армий более сорока стран мира.
Николай Макаров
(1914-1988)
Злые языки утверждают, что пистолет Макарова был слизан с немецкого вальтера и что сам Макаров – фигура номинальная, был скорее надзирателем за работами в тульском ЦКБ-14, а собственно конструкторами пистолета были инженеры этого бюро Токарев, Коровин, Симонов и Воеводин. Впрочем, теперь в этом никогда никому не разобраться, и имя Макарова осталось навеки закреплено за одним из лучших российских пистолетов.