Почему людям свойственно образовывать сообщества? Скорее всего, их объединяют общие задачи и интересы, в достижении и развитии которых эта создаваемая среда единомышленников поддерживает друг друга. Все практикующие оказываются в этом сообществе в какой-либо роли, и рано или поздно задаются вопросами о различных нравственных аспектах во взаимоотношениях с наставниками, собратьями по школе, учениками. А также о том, влияет ли характер этих отношений на рост в практике или это просто дань этике и традициям.
Мы решили посвятить этой востребованной теме цикл статей. В основании размышлений на эти темы будут положены не только теоретические знания о традиционном устройстве школ, но и многолетний опыт инструкторов и практиков центра Саньхэ (а также наших знакомых единомышленников - последователей других направлений).
С начала 90-х годов и по сей день наставники центра Саньхэ ведут обучение, за которое взрастили не одно поколение инструкторов, и при этом продолжают сами обучаться у своих учителей, и потому имеют возможность на протяжении лет наблюдать проблематику изнутри сообщества с разных точек зрения. В этом материале в качестве доступных мне иллюстраций я буду ссылаться на некоторый опыт своих наставников и наблюдаемые ими закономерности и причины, формирующие особенности взаимоотношений в среде практиков.
Пожалуй наиболее часто обсуждаемая тема в этой среде - именно отношения между учителями и учениками в современном формате.
Поэтому обозначим тематику цикла публикаций так – Учитель и ученик: ГРАНИ и "ПОДВОДНЫЕ КАМНИ".
И чтобы не перегрузить вас обилием текста, публикация будет разбита на 4 части. А для вовлечения в тему – вот некоторые из прямо или косвенно затронутых в материале вопросов:
- Кто может называться наставником и насколько высок должен быть его уровень?
- Как не перестать быть Учителем и как не перестать учиться (спойлер: что в общем-то одно и то же)?
- Где границы преданности учителю и нужна ли она вообще?
- Почему возвращаться в практику и к обучению порой труднее, чем начинать?
Если вам откликаются поднятые вопросы или интересны определенные аспекты – пишите в комментариях, будем рады развить волнующие вас темы.
Все части статьи:
Вводная Часть "Учитель-Ученик. Грани и подводные камни"
Часть 1 "ГРАНИ УЧЕНИЧЕСТВА"
Часть 2 "ГРАНИ УЧИТЕЛЬСТВА"
Часть 3 "ПОДВОДНЫЕ КАМНИ УЧЕНИЧЕСТВА"
Часть 4 "Подводные камни наставника"