В разных странах свой подход к дополнительному профессиональному образованию, и самые успешные примеры доказывают: главное в подготовке настоящих специалистов – последовательность и планомерность.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ
Дополнительное образование в Германии регулируется и финансируется на федеральном и земельном уровне, муниципалитеты играют вспомогательную роль. Акцент делают на максимальном привлечении крупных технических компаний (Siemens, Bosch и т.д.), а также университетов. На базе вузов нередко существуют школы или курсы, где студентов или работников компаний и заводов обучают разным полезным навыкам, в том числе инженерным и компьютерным. В итоге в немецких городах уровень безработицы среди молодежи крайне низок. Взрослым в переобучении и поиске новой работы помогает агентство по трудоустройству, которое также сотрудничает со школами дополнительного образования в муниципалитетах.
Благодаря системе DUAL VET (VOCATIONAL EDUCATION AND TRAININGIN GERMANY) – можно совмещать обучение профессии и временную работу в немецкой компании.
Volkshochschule Berlin Mitte
Школа предлагает компьютерные, технические, инженерные и дизайнерские курсы, после окончания которых можно устроиться на работу или получить навыки, нужные для продвижения по карьерной лестнице. Кроме того, в школе действуют специальные программы для мигрантов, где в дополнение к техническим/гуманитарным курсам добавлены часы немецкого и других языков.
WBS Training
В этой школе ежегодно обучаются более 20 тыс. человек. Филиалы WBS Training действуют во всех землях Германии, наиболее крупные – в Берлине, Гамбурге и Мюнхене. Здесь есть курсы по автоматизации технологий, медиа и коммуникации, дизайну, компьютерным технологиям, энергетике и окружающей среде, менеджменту и даже здравоохранению. Школа сотрудничает с берлинской администрацией, образовательными учреждениями и технологическими корпорациями, в том числе Google и Microsoft Partner.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США
Американское дополнительное образование варьируется от штата к штату, однако в целом оно подразумевает как обучение для получения профессиональных навыков (post-secondary vocational training), что аналогично поступлению в колледжи и техникумы в России, так и прохождение курсов (обычно относится к широкой категории advanced study/professional education). Эти курсы могут быть для повышения квалификации, специализированными или профессиональными.
Обучение для получения профессиональных навыков происходит в колледжах, технических школах (Postsecondary Vocational and Technical Schools) и так называемых общественных колледжах (community college). Они открыты не только для недавних выпускников школ, но и для людей старшего возраста, которые хотят получить новую профессию или вернуться к учебе после перерыва. Такого рода обучение может спонсироваться по программе School to Work («От школы к работе») или College Promise.
Тем, кто уже имеет профессию, но хочет получить дополнительные навыки, сменить или расширить сферу деятельности, подходят курсы или программы по повышению квалификации. Обычно их предлагают центры профессионального обучения (называются по-разному: centers for professional education, centers for advanced learning, centers for continuing education), общественные колледжи, университеты. Финансирование в таких случаях обеспечивается за счет самих обучающихся либо организаций, которые оплачивают обучение своих сотрудников.
NYU School of Professional Studies
NYU School of Professional Studies относится к Университету Нью-Норка и поддерживается городской администрацией. Это крупнейший центр для практикующих специалистов, желающих развить профессиональные компетенции в различных отраслях. В школе действуют программы обучения, ориентированные на приобретение или повышение квалификации в технических (информационные технологии и все, что к ним относится), гуманитарных (управление, коммуникации) и социальных (урбанистика, туризм) направлениях.
Rosedale Technical College
Это технический колледж в Питтсбурге, где студенты могут получить профессиональное образование, практическую подготовку или совмещать учебу с работой или стажировкой, позволяющей на практике применить приобретаемые знания и навыки. Курсы колледжа имеют техническую направленность (автомобильные и дизельные технологии, HVAC-технологии и т.д.) и ориентированы на производственный, строительный и индустриальный секторы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АВСТРАЛИИ
Здесь всё для инженеров. После Первой мировой войны в Австралии появилась Engineers Australia (EA) – профессиональная некоммерческая организация по развитию инженерного образования в стране. Сегодня она курирует девять колледжей, которые готовят специалистов в разных областях инженерии.
Engineering Education Australia
Это дочерняя организация ЕА. Здесь работают более 80 курсов для развития технических навыков, навыков управления проектами и межличностного общения, а также разрабатываются специальные программы для конкретных организаций и отраслей. Организация следит за отраслевыми тенденциями и новыми технологиями и гарантирует, что все курсы разработаны с учетом потребностей современных инженеров. Engineering Education Australia сотрудничает как с отдельными специалистами, так и с компаниями государственного и частного сектора.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОНГКОНГЕ
Vocational Training Council (VTC)
Это объединение учебных заведений профессионального обучения и подготовки кадров в Гонконге. Группа включает 13 институтов и колледжей, которые предоставляют широкий спектр курсов повышения квалификации и последипломных образовательных программ. Направления обучения – прикладные науки, деловое администрирование, инжиниринг, гостиничный бизнес, туризм, морское дело, информационные технологии и т.д. Программы VTC сочетают теорию и практику, а также включают стажировки в местных компаниях и за рубежом.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАНИИ
«Обучение длиною в жизнь» – так называют датскую программу образования взрослых. Учреждения открытого образования принимают работающих людей, которые хотят повысить квалификацию или сменить профессию. Обучение платное и подразумевает изучение отдельных дисциплин. Однако выпускники таких программ получают дипломы, которые имеют тот же вес, что и дипломы университетов. Также работающие взрослые могут учиться в центрах высшего образования, технических, торговых, сельскохозяйственных, социальных, бизнес-школах, школах медицинских услуг. Все эти учебные заведения субсидируются правительством, которое не вмешивается ни в содержание, ни в форму обучения.