Товарный знак - это средство индивидуализации товара, услуг, предприятия. Иными словами, это фирменное обозначение, которое "выделяет" товар, услугу, предприятие среди других организаций. Можно даже в качестве товарного знака зарегистрировать слоган компании.
Товарный знак обозначается «®» или «™». В чём разница этих обозначений? «®» - это он английского слова "Registered" (зарегистрированный), а «™» - это он английского слова "Trade Mark" (торговая марка). В России не используется обозначение «™», а используется только «®», либо словесное обозначение "торговый знак". Это регламентировано ст. 1485 Гражданского кодекса РФ.
В качестве примера - логотип завода "Красный октябрь" (прилагаю логотип в качестве фотографии).
Зачем нужен товарный знак? От чего он защищает?
Товарный знак, считаю, необходимо иметь каждой организации, которая активно использует свой логотип для продвижения своих товаров или услуг. Существуют "патентные тролли", как их называют в профессиональной среде. Они находят более менее известные логотипы (например, какого-нибудь местного популярного бара), обнаруживают, что товарный знак на логотип отсутствует, а после создают такой же логотип, но они его регистрируют в Роспатенте и получают уже зарегистрированный торговый знак.
После - данные "патентные тролли" обращаются к "первоисточнику" логотипа и говорят, что их ("патентных троллей") логотип - зарегистрирован, а их ("первоисточника") - нет. Поэтому либо пусть "первоисточник" платит за использование "их" зарегистрированного логотипа, либо "патентные тролли" обращаются в суд с требованием о выплате компенсации (которая составляет от 10 000 до 5 000 000 рублей в соответствии со ст. 1515 ГК РФ) и с требованием не использовать больше "их" зарегистрированный логотип.
Мало сказать, что предприниматели в такой ситуации в шоке. Если такой предприниматель пойдёт в суд, то судья задаст логичный вопрос: "Если этот логотип используется Вашим предприятием и является средством индивидуализации (обозначения), то почему Вы не воспользовались возможностью регистрации логотипа?" Здесь предпринимателю ответить нечего.
Поэтому мой совет, как юриста, всё-таки регистрировать товарный знак на логотип и иные средства индивидуализации.
Как зарегистрировать товарный знак (инструкция)
1) Для начала нужно сказать, что зарегистрировать товарный знак могут либо юридические лица, либо индивидуальный предприниматель. Самозанятые и физические лица регистрировать товарный знак не имеют права.
2) Перед тем, как подавать заявку на регистрацию товарного знака, лучше проверить, имеются ли похожие зарегистрированные товарные знаки или нет. К слову, даже слоган может быть зарегистрирован в качестве товарного знака. Проверку можно осуществить на различных интернет ресурсах.
3) Далее необходимо подобрать классы МКТУ (Международная Классификация Товаров и Услуг). Классы можно узнать онлайн, в интернете (например, https://www.msp-patent.ru/services/mktu). Например, если компания занимается только продажей алкоголя - то необходимо указывать класс, относящийся к алкоголю, если с алкоголем продаются, например, определенные продукты питания - то указывать класс, относящийся к таким продуктам питания. Классы нужны для того, чтобы товарный знак был "закреплён" за конкретным классом. Это обязательно. Как только разобрались с классами - идём дальше.
4) Далее - составление заявления о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака и подача его в Роспатент. Шаблон заявления можно найти на сайте Роспатента. Заявление можно подавать как лично, почтой, так и посредством "Госуслуг". В заявлении указываются классы МКТУ. Так, если заявка содержит пять классов МКТУ, то стоимость заявки будет 3,5 тысячи рублей. За каждый дополнительный класс МКТУ - дополнительно оплачивается 1 000 рублей за каждый дополнительный класс.
5) Далее - экспертиза вашей заявки. Сотрудники Роспатента проверяют заявку на тождество и сходство с другими зарегистрированными товарными знаками. Если таковое обнаруживается - приходит отказ в регистрации. Экспертиза заявки занимает где-то около года (поскольку проходит проверка практически по всему миру). Ускорить рассмотрение заявки возможно до двух месяцев, однако для этого необходимо будет оплатить сумму около 95 000 рублей.
6) Если Роспатент отказывает в регистрации - то необходимо обращаться в Суд по интеллектуальным правам, что в Москве. Срок на обжалование - 30 дней с момента получения отказа. В случае, если заявка была одобрена для регистрации - то необходимо оплатить государственную пошлину в размере 16 000 рублей.
7) Далее происходит сама регистрация товарного знака (после оплаты госпошлины), а после, в течение месяца, выдаётся свидетельство о регистрации (за выдачу свидетельства необходимо оплатить государственную пошлину 4 000 рублей).
До какого времени товарный знак является зарегистрированным?
Таким образом, процедура довольно-таки затратная по времени. Срок регистрации может занимать 18 месяцев, но в среднем регистрация происходит где-то за 12 месяцев (если не использовать ускорение рассмотрения заявки).
Товарный знак действует либо до ликвидации ИП или ООО, либо если товарный знак был передан иной стороне, либо до истечения срока действия товарного знака (товарный знак действует 10 лет. Поэтому с целью продления товарного знака необходимо обращаться в Роспатент желательно за год, чтобы товарный знак продлить).
______________
Желаю вам успехов! Aequĭtas sequĭtur legem (где исполняется закон, там — справедливость)
Подписывайтесь на мой YouTube канал по данной ссылке.