Найти тему
Анна об искусстве

Котики в искусстве: от древности до наших дней

Были ли котики на Руси? Почему в Древнем Египте поклонялись статуе кошки? И за что в Средние века кошачьих считали исчадием дьявола? Чтобы разобраться со всем этим багажом вопросов, я решила обратиться достоверному и наглядному историческому источнику: искусству. Ведь в искусстве коты присутствовали с самой древности. Составила небольшую подборку эволюции кошачьих в живописи. А еще проследила, как искусство отражало отношение общества к ним.

А все началось с того, что я услышала, что на Руси не было кошек. Невообразимо! Долго мучалась этим вопросом, пока не решила копать глубже. И вот, что получилось.

Наверное, каждый, кто хоть немного соприкасался с искусством Древнего Египта, знает, что кошки там не только присутствуют, но и являются божествами. Им поклонялись. В образе кошки иногда изображали бога Солнца Ра, а также его дочь - Баст, богиня радости, веселья, любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага и кошек. Ее изображали либо в виде кошки, либо в виде женщины с головой кошки.

Изображение богини Баст, 7 в. до н.э.. Метрополитен музей в Нью-Йорке.
Изображение богини Баст, 7 в. до н.э.. Метрополитен музей в Нью-Йорке.

Встречались изображения кошек и в настенных рисунках пирамид или в папирусах. Например, в гробнице Сеннеджема есть изображение, как огромный кот убивает змею. При этом в лапе у него нож.

Вообще, изображения кошек часты в гробницах, где они должны были исполнять свою главную функцию: истреблять грызунов. Ведь те мастерски уничтожали зерновые припасы, что для египтян грозило голодом. Возможно, поэтому кошек и ценили так высоко за их ловкость и пользу. За их убийство даже полагалась смертная казнь!

Изображение в гробнице Сеннеджема в Египте.
Изображение в гробнице Сеннеджема в Египте.

Из Египта кошки попали в Древнюю Грецию, но там считались настолько экзотическими животными, что для ловли мышей их не использовали. Кошка была роскошью, которую мало кто мог себе позволить. Кошек мало изображали, ценили кошачьих покрупнее: львов, барсов или гепардов.

А вот уже в Древнем Риме кошка была символом свободы и независимости и и сопровождала богиню свободы Либертас. Именно кошку изобразил на своем гербе Спартак, возглавив восстание рабов. Богиня любви Венера часто изображалась с кошкой или даже в виде кошки.

Древнеримский сосуд с изображением богини свободы Либертас с кошкой.
Древнеримский сосуд с изображением богини свободы Либертас с кошкой.

А еще в римской Империи кошачьих стали использовать по назначению и заводить с чисто практическими целями. И, конечно, их ценили, ведь грызуны - та еще напасть, с которой без маленьких пушистых охотников просто не справиться. Изображения кошек встречаются на фресках, монетах, амфорах.

Фрагмент мозаики из Помпей. 1 в. н.э.
Фрагмент мозаики из Помпей. 1 в. н.э.

Встречались кошки и в мифологии. Например, у древних славян кошка была спутницей бога Велеса, покровителя скотоводства. Трепетно относились к кошачьим кельты, а у скандинавов богиня красоты и любви Фрея ездила на колеснице, запряженной двумя кошками.

А вот в эпоху Средних веков кошку считали любимым животным дьявола. Из-за такой немилости котики пропали из искусства, т.к. оно было строго канонично и сугубо религиозно.

А если кошки и появлялись, то символизировали порок: лень, похоть, измену. Так продолжалось даже в эпоху Возрождения. Например, у Доменико Гирландайо в фреске "Тайная вечеря" кошка сидит рядом с Иудой и явно символизирует отрицательные качества и является символом предательства.

Доменико Гирландайо. Фреска "Тайная вечеря" в трапезной церкви Оньиссанти во Флоренции. 1480 г.
Доменико Гирландайо. Фреска "Тайная вечеря" в трапезной церкви Оньиссанти во Флоренции. 1480 г.

А что же на Руси? А у нас и речи не было ни о какой греховности кошачьих. Мало того, это единственные животные, которым был разрешен вход в православный храм. И, о радость, кошки на Руси все-таки были! Мне удалось найти статьи, где говорится, что при раскопках Великого Новгорода нашли скелеты кошек. Жили они скорее, у состоятельных горожан или князей, никак не у крестьян. Но все-таки жили!

Кошки ценились высоко, за кражу кошки штраф был выше, чем за кражу коровы. Но, к сожалению, изображений древнерусских кошек не сохранилось. самое раннее относится в 17 веку. Зато изображен там не дворовый кот, а сам кот царя Алексея Михайловича! Выполнил рисунок, скорее всего, австрийский художник, побывавший в Москве вместе с бароном Августином Мейербергом.

Вацлав Холлар. Подлинный портрет кота великого князя Московии. Эстамп. 1663 г.
Вацлав Холлар. Подлинный портрет кота великого князя Московии. Эстамп. 1663 г.

А еще в 17 веке в России появился лубок - народные картинки, часто на бытовые сюжеты или по мотивам фольклора. И там тоже появляются коты.

Кот Алабрыс. Лубок, конец 17 в.
Кот Алабрыс. Лубок, конец 17 в.

Ну если мы вернемся в Западную Европу, то увидим, что с ослаблением церковного гнета менялось и отношение к кошкам. Так, Леонардо да Винчи писал:

"Любая домашняя кошка — это шедевр, созданный природой"

Сохранилось множество набросков художника с котиками в разных позах.

Лист из альбома Леонардо да Винчи.
Лист из альбома Леонардо да Винчи.

Кошка превращается в символ домашнего уюта и любимца. Уже с 17 века они прочно обосновались в жизни и доме человека, что и запечатлевают многие живописные работы.

Известно, что десятки кошек были у кардинала Ришелье, они даже попали в его завещание. Кошки в то время были любимцами дамских салонов, даже их прах иногда хранили в изящных урнах.

А в 18 веке в моду вошел анимализм, и домашние любимцы становятся главными персонажами некоторых работ.

Тем не менее, хоть кошки и становятся символом уюта и просто умилительным атрибутом в картинах, прошлое не забыто. И иногда мелькает изображение кошки как символа порока. Например, в картине Эдуарда Мане "Олимпия" кошка в ногах женщины намекает на профессию изображенной: она была дамой легкого поведения. Часто кошки присутствуют в картинах как намек на занятия женщин.

Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г.
Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г.

Но чаще всего кошка все-таки должна была придать мягкости и нежности изображению. Особенно это видно в работах Огюста Ренуара. Он использовал кошек, чтобы подчеркнуть качества самой модели.

Кошки все больше становятся символом простого человеческого счастья. Так, в русской живописи с 19 века кошки стали чуть ли не обязательным атрибутом посиделок за самоваром.

Кошки как будто символизируют полноту жизни, ее размеренность, неспешность. Они выражают спокойствие, а еще изображают умилительную преданность хозяевам.

Очень выразительны кошки у Павла Федотова. Они придают сюжету жизненности и глубины, а еще уравновешивают композицию. Ну и, конечно, согревают юмором иногда.

Кстати, о юморе. Нельзя не вспомнить потрясающую работу австрийского художника Карла Калера с вызывающим названием "Любовники моей жены", где изображены 42 кота!

Карл Калер. Любовники моей жены. 1893 г.
Карл Калер. Любовники моей жены. 1893 г.

Вот уж поистине семейное счастье... Ее заказал американский миллионер Кейт Бердсал Джонсон, который содержал 350 (!) питомцев жены.

В 20 веке к образам кошачьих обращались с теми же целями: умилиться, показать грацию, нежность. Многие художники были котолюбами. Но иногда, коты вновь становятся символами. Как, например, в работе Пабло Пикассо "Кот, пожирающий птицу". Здесь явный намек на фашистскую агрессию. Все-таки кот - хищный зверь. И его природа может быть жестока.

Пабло Пикассо. Кошка, пожирающая птицу. 1939 г.
Пабло Пикассо. Кошка, пожирающая птицу. 1939 г.

И сегодня котики остаются в тренде, нередко становятся арт-объектом. Взять хотя бы великого Карла Лагерфельда, который обожал свою Шулетт и нередко она появлялась на одежде и аксессуарах бренда.

Вот такой небольшой обзор истории кошачьих в искусстве. На самом деле можно целую книгу написать на эту тему, настолько разнообразны и интересны работы, столько символов заложено в изображения этих домашних любимцев.

Спасибо, что дочитали до конца! Делитесь впечатлениями, о чем хотели бы узнать еще и подписывайтесь на канал!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц