Были ли котики на Руси? Почему в Древнем Египте поклонялись статуе кошки? И за что в Средние века кошачьих считали исчадием дьявола? Чтобы разобраться со всем этим багажом вопросов, я решила обратиться достоверному и наглядному историческому источнику: искусству. Ведь в искусстве коты присутствовали с самой древности. Составила небольшую подборку эволюции кошачьих в живописи. А еще проследила, как искусство отражало отношение общества к ним.
А все началось с того, что я услышала, что на Руси не было кошек. Невообразимо! Долго мучалась этим вопросом, пока не решила копать глубже. И вот, что получилось.
Наверное, каждый, кто хоть немного соприкасался с искусством Древнего Египта, знает, что кошки там не только присутствуют, но и являются божествами. Им поклонялись. В образе кошки иногда изображали бога Солнца Ра, а также его дочь - Баст, богиня радости, веселья, любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага и кошек. Ее изображали либо в виде кошки, либо в виде женщины с головой кошки.
Встречались изображения кошек и в настенных рисунках пирамид или в папирусах. Например, в гробнице Сеннеджема есть изображение, как огромный кот убивает змею. При этом в лапе у него нож.
Вообще, изображения кошек часты в гробницах, где они должны были исполнять свою главную функцию: истреблять грызунов. Ведь те мастерски уничтожали зерновые припасы, что для египтян грозило голодом. Возможно, поэтому кошек и ценили так высоко за их ловкость и пользу. За их убийство даже полагалась смертная казнь!
Из Египта кошки попали в Древнюю Грецию, но там считались настолько экзотическими животными, что для ловли мышей их не использовали. Кошка была роскошью, которую мало кто мог себе позволить. Кошек мало изображали, ценили кошачьих покрупнее: львов, барсов или гепардов.
А вот уже в Древнем Риме кошка была символом свободы и независимости и и сопровождала богиню свободы Либертас. Именно кошку изобразил на своем гербе Спартак, возглавив восстание рабов. Богиня любви Венера часто изображалась с кошкой или даже в виде кошки.
А еще в римской Империи кошачьих стали использовать по назначению и заводить с чисто практическими целями. И, конечно, их ценили, ведь грызуны - та еще напасть, с которой без маленьких пушистых охотников просто не справиться. Изображения кошек встречаются на фресках, монетах, амфорах.
Встречались кошки и в мифологии. Например, у древних славян кошка была спутницей бога Велеса, покровителя скотоводства. Трепетно относились к кошачьим кельты, а у скандинавов богиня красоты и любви Фрея ездила на колеснице, запряженной двумя кошками.
А вот в эпоху Средних веков кошку считали любимым животным дьявола. Из-за такой немилости котики пропали из искусства, т.к. оно было строго канонично и сугубо религиозно.
А если кошки и появлялись, то символизировали порок: лень, похоть, измену. Так продолжалось даже в эпоху Возрождения. Например, у Доменико Гирландайо в фреске "Тайная вечеря" кошка сидит рядом с Иудой и явно символизирует отрицательные качества и является символом предательства.
А что же на Руси? А у нас и речи не было ни о какой греховности кошачьих. Мало того, это единственные животные, которым был разрешен вход в православный храм. И, о радость, кошки на Руси все-таки были! Мне удалось найти статьи, где говорится, что при раскопках Великого Новгорода нашли скелеты кошек. Жили они скорее, у состоятельных горожан или князей, никак не у крестьян. Но все-таки жили!
Кошки ценились высоко, за кражу кошки штраф был выше, чем за кражу коровы. Но, к сожалению, изображений древнерусских кошек не сохранилось. самое раннее относится в 17 веку. Зато изображен там не дворовый кот, а сам кот царя Алексея Михайловича! Выполнил рисунок, скорее всего, австрийский художник, побывавший в Москве вместе с бароном Августином Мейербергом.
А еще в 17 веке в России появился лубок - народные картинки, часто на бытовые сюжеты или по мотивам фольклора. И там тоже появляются коты.
Ну если мы вернемся в Западную Европу, то увидим, что с ослаблением церковного гнета менялось и отношение к кошкам. Так, Леонардо да Винчи писал:
"Любая домашняя кошка — это шедевр, созданный природой"
Сохранилось множество набросков художника с котиками в разных позах.
Кошка превращается в символ домашнего уюта и любимца. Уже с 17 века они прочно обосновались в жизни и доме человека, что и запечатлевают многие живописные работы.
Известно, что десятки кошек были у кардинала Ришелье, они даже попали в его завещание. Кошки в то время были любимцами дамских салонов, даже их прах иногда хранили в изящных урнах.
А в 18 веке в моду вошел анимализм, и домашние любимцы становятся главными персонажами некоторых работ.
Тем не менее, хоть кошки и становятся символом уюта и просто умилительным атрибутом в картинах, прошлое не забыто. И иногда мелькает изображение кошки как символа порока. Например, в картине Эдуарда Мане "Олимпия" кошка в ногах женщины намекает на профессию изображенной: она была дамой легкого поведения. Часто кошки присутствуют в картинах как намек на занятия женщин.
Но чаще всего кошка все-таки должна была придать мягкости и нежности изображению. Особенно это видно в работах Огюста Ренуара. Он использовал кошек, чтобы подчеркнуть качества самой модели.
Кошки все больше становятся символом простого человеческого счастья. Так, в русской живописи с 19 века кошки стали чуть ли не обязательным атрибутом посиделок за самоваром.
Кошки как будто символизируют полноту жизни, ее размеренность, неспешность. Они выражают спокойствие, а еще изображают умилительную преданность хозяевам.
Очень выразительны кошки у Павла Федотова. Они придают сюжету жизненности и глубины, а еще уравновешивают композицию. Ну и, конечно, согревают юмором иногда.
Кстати, о юморе. Нельзя не вспомнить потрясающую работу австрийского художника Карла Калера с вызывающим названием "Любовники моей жены", где изображены 42 кота!
Вот уж поистине семейное счастье... Ее заказал американский миллионер Кейт Бердсал Джонсон, который содержал 350 (!) питомцев жены.
В 20 веке к образам кошачьих обращались с теми же целями: умилиться, показать грацию, нежность. Многие художники были котолюбами. Но иногда, коты вновь становятся символами. Как, например, в работе Пабло Пикассо "Кот, пожирающий птицу". Здесь явный намек на фашистскую агрессию. Все-таки кот - хищный зверь. И его природа может быть жестока.
И сегодня котики остаются в тренде, нередко становятся арт-объектом. Взять хотя бы великого Карла Лагерфельда, который обожал свою Шулетт и нередко она появлялась на одежде и аксессуарах бренда.
Вот такой небольшой обзор истории кошачьих в искусстве. На самом деле можно целую книгу написать на эту тему, настолько разнообразны и интересны работы, столько символов заложено в изображения этих домашних любимцев.
Спасибо, что дочитали до конца! Делитесь впечатлениями, о чем хотели бы узнать еще и подписывайтесь на канал!