После описания становления совета директоров в крупнейшей частной публичной компании России "Лукойле":
вернемся к персоналиям. После героев 90-х и 200-х:
логично будет посмотреть на Чарльза Райана.
Оставаясь действующим лицом в российском инвестиционном и корпоративном мире, Райан начинал свою карьеру в самом начале 90-х, будучи тесно связанным, как с упомянутым "серийным членом советов директоров" Борисом Федоровым, так и с некоторыми российскими политиками.
Родившись в Пенсильвании, США, Чарльз Райан после окончания Гарварда начал свою карьеру в банке Credit Suisse First Boston. Но решающим стал переход через некоторое время в недавно образованный Европейский банк реконструкции и развития. Во время этой работы Райан:
- во-первых, попал в Россию, где в это время начинались процессы приватизации
- во-вторых, познакомился с Борисом Федоровым, который после ухода из правительства РСФСР, также устроился на работу в этот банк.
Второе знакомство стало решающим в карьере обоих. В средине 90-х, после очередного ухода Бориса Федорова из правительства, теперь уже независимой РФ, они организовывают ЗАО «Объединенная финансовая группа» на деньги французского Paribas.
Занималась АО «Объединенная финансовая группа»(ОФГ) в то время скупкой акций приватизированных предприятий и перепродажей их на Запад. Здесь опыт Бориса Федорова, как бывшего министра финансов и вице-премьера, был бесценен.
Но коньком ОФГ стала покупка акций "Газпрома" на внутреннем рынке на деньги нерезидентов. В то время иностранцы могли покупать акции "Газпрома" только на западных биржах в виде ADR. Разница в цене при этом между акциями на российском и западном рынке составляла РАЗЫ. Так ОФГ придумал схему, когда привлекая деньги иностранцев, они на них покупали акции "Газпрома" через цепочку юридических лиц. Отвечал за эту схему Илья Щербович, впоследствии получивший долю в ОФГ.
Иностранцы понимали, что разделение рынка акций Газпрома будет не вечным и активно включились в данную схему. К 2001 году ОФГ сконцентрировал у себя до 10% капитала Газпрома. Это позволило Борису Федорову в 2000 году избраться в совет директоров компании.
Выдвигался тогда и Чарльз Райан, но государство посчитало, что наличие чужака-иностранца в совете директоров газового монополиста это слишком и заблокировала избранение американца через судебное решение о незаконной скупке акций.
Вот что печатали тогда в опубликованной прослушке телефонов:
Не прошел Чарльз Райан в совет директоров Газпрома и в 2003 году.
Его партнер по ОФГ, Борис Федоров, в то время развил активную деятельность по критике практик корпоративного управления в Газпроме, о чем я подробно писал в 5-й части. Но это было время Рэма Вяхирева и Степана Черномырдина в Газпроме. С усилением власти Путина и прихода команды Миллера критический настрой Федорова угас. А с либерализацией рынка акций "Газпрома" Борис Федоров стал системным членом совета директоров - ОФГ добилась своего, когда смогло продать с гигантской прибылью акции, которые скупали за бесценок в 90-е.
Таким же системным инвестором, то есть работающим в тесном контакте с властью, стал и Чарльза Райан.
Свидетельством этому является трудоустройство в ОФГ Михаила Мишустина. Михаила Мишустина на госслужбу в налоговое ведомоство в 1998 году пригласил сам Борис Федоров. Впоследствии тот же Федоров пригласил Мишустина в ОФГ, где он проработал в кризисные 2008-2009 годы. Считается, что за это время Мишустин и заработал те баснословные деньги, которые впоследствии декларировала его семья в качестве доходов. Но расследование показывает натянутость этой версии.
Чарльз Райан начинает позиционироваться, как серьезный инвестор. Хвалит Путина и российскую экономику на международных конференциях:
А ведь еще в начале 200-х он был более откровенен о своей деятельности, называя себя финансовым проходимцем:
Д.: Ничего... Читал «Файнэншл тайме» сегодня утром и чуть не подавился. когда увидел, что новый директор НТВ — Борис Иордан.
Ч.Р.: Угу... Эта самая большая глупость из тех, что он сделал. Он обычный проходимец, как мы. финансовый проходимец, пытающийся стать чем-то большим в нашем проходимском мире финансовых проходимцев. То. что он делает, — отвратительно. Хорошо это или плохо, но всем на это наплевать.
Д.: Он профукал деньги у всех...
Ч.Р.: Как я недавно сказал одному инвестору, я спросил: "Даёте ли вы нам ещё денег?". А он сказал: "Сначала отдайте старые". А до этого мы разговаривали о Борисе Иордане. Я сказал, что разница между ним и нами в том, что ваши деньги до сих пор у него. а у меня их нет — мы их действительно потеряли, а не присвоили, как он. Мне кажется, с ним кто-то судится в Нью-Йорке...
Ранее не пускаемого в совет директоров Газпрома, Чарльза Райана приглашают в аналогичный орган тогда еще полностью государственного "Совкомфлота".
ГОСА "Совкомфлота" 2013:
4. Избрать в совет директоров ОАО «Совкомфлот» Клебанова И.И., Клявина А.Ю., Олерского В.А., Полубояринова М.И., Токарева Н.П., Франка С.О., Манасова М.Д. (независимый директор), Мурхауса Д. (независимый директор), Райана Ч. (независимый директор).
Из годового отчета:
Так как UFG финансировал Яндекс через покупку долей на ранней стадии становления компания, а впоследствии участвовал в IPO, Чарльз Райан был избран в совет директоров этой компании:
Яндекс не раскрывал сколько получали члены совета директоров, но общая сумма выплат на все руководящие органы составляли 338 млн руб:
The aggregate cash compensation paid or accrued in 2018 for members of our management team (a total of 10
persons), as a group, was RUB 388 million ($5.6 million).
Плюс опционы на акции.
И в 2018 году Чарльз Райан был избран в совет директоров "Магнита" и стал его председателем:
Из годового отчета Магнита за 2020 год:
Вознаграждение Чарльза Райана в Магните составляет 350 тыс евро:
Райан также входит в совет директоров Озона, который в прошлом году вышел на IPO.
Но Озон не раскрывают поименную компенсацию управленцам и директорам, только общую сумму.
The compensation for each of our executive officers consists of the base salary and share-based awards. The total amount of compensation paid and
benefits in kind provided to our executive officers and members of our board of directors for the year ended December 31, 2020 was P70 million. We do
not currently maintain any profit-sharing or pension plan for the benefit of our executive officers
Вот такую корпоративную карьеру сделал самоназванный "финансовый проходимец"
Кстати, забронзовев, Райан начал свысока смотреть на других миноритарных акционеров. Если вспомнить скандал в том же самом Магните, когда компания по завышенной цене купила СИА групп, то Райан так и смог довести до акционеров почему же он голосовал ЗА в по этому мутному вопросу. И ассоциация профессиональных инвесторов продолжает напоминать об этом в своих отчетах:
Продолжение следует.