Найти в Дзене
Mojjet

Мёртвая жизнь, или Приглядись, кто на фото

Со старинных картин на нас глядят одни мертвецы. Почему это не пугает? Притом, что романтическая, готическая литература активно этим пользовалась (вспомним оживающий «Портрет» Гоголя или английские книжки с угрюмыми замками предков, увешанными картинами, вроде «Собаки Баскервилей» Конан Дойля). Но когда это было. Сейчас - нестрашно. Почему-то. Картины устарели, их никто не воспринимает всерьез.  Можно попробовать напугать чем-то посовременнее.  Фотографии мертвецов. Не в смысле изображения трупов, как в протокольных полицейских съемках, нет. А фотопортреты мертвецов - как живых - и даже вместе с живыми людьми.  Скажете, бред сумасшедшего? Ничуть не бывало. Именно так в своё время и делали.  Во второй половине XIX века фотография уже достаточно распространилась, чтобы активно вытеснять живопись на портретном рынке. Отныне не обязательно стало идти к художнику, чтобы запечатлеть свою неподвижную персону. Фотопортреты массово заменяли живописные - это было и быстрее, и дешевле, да и смот
Иллюстрация А. Кравченко к повести Гоголя «Портрет»
Иллюстрация А. Кравченко к повести Гоголя «Портрет»

Со старинных картин на нас глядят одни мертвецы. Почему это не пугает? Притом, что романтическая, готическая литература активно этим пользовалась (вспомним оживающий «Портрет» Гоголя или английские книжки с угрюмыми замками предков, увешанными картинами, вроде «Собаки Баскервилей» Конан Дойля).

Кадр из фильма «Собака Баскервилей»
Кадр из фильма «Собака Баскервилей»

Но когда это было. Сейчас - нестрашно. Почему-то. Картины устарели, их никто не воспринимает всерьез. 

Можно попробовать напугать чем-то посовременнее. 

Фотографии мертвецов. Не в смысле изображения трупов, как в протокольных полицейских съемках, нет. А фотопортреты мертвецов - как живых - и даже вместе с живыми людьми. 

Скажете, бред сумасшедшего? Ничуть не бывало. Именно так в своё время и делали. 

Посмертный портрет
Посмертный портрет

Во второй половине XIX века фотография уже достаточно распространилась, чтобы активно вытеснять живопись на портретном рынке. Отныне не обязательно стало идти к художнику, чтобы запечатлеть свою неподвижную персону. Фотопортреты массово заменяли живописные - это было и быстрее, и дешевле, да и смотрелось вполне убедительно. 

Но что делать, если человек недавно умер, а хочется запечатлеть его образ, оставить с собой навеки? Художник мог сделать наброски с мертвеца или воспользоваться каким-то старым портретом, чтобы написать новый, или просто нафантазировать что-то. (Сколько мы знаем таких портретов, даже тех персон, про кого вообще неизвестно, как они выглядели - да почитай что все древнерусские князья таковы, хоть Борис с Глебом, хоть Дмитрий Донской, хоть Александр Невский.)

Портрет Александра Невского кисти Павла Корина
Портрет Александра Невского кисти Павла Корина

Фотография - более предметная штука, она так не может. Тогда фотографы, идя навстречу заказчикам, стали снимать портреты мертвецов. Их гримировали под живых, наряжали, с помощью специальных подпорок придавали им разные позы, помещали их в интерьеры и снимали, в том числе, вместе с другими - живыми - членами семьи. 

Благо старинная фотография по нынешним временам была делом неспешным, требовала долгой выдержки, и даже обычных, вполне ещё неусопших людей снимали, пользуясь зажимами, чтобы они не дергались и не смазывали кадры. 

Любая фотография останавливает мгновение, и тем самым, в каком-то смысле, убивает его. Для тогдашней это было ещё более справедливо. 

Посмертный портрет в кругу семьи
Посмертный портрет в кругу семьи

Так что если будете просматривать старые-престарые фотографии - приглядитесь - нет ли там среди замерших живых ожившего мертвеца?