Со старинных картин на нас глядят одни мертвецы. Почему это не пугает? Притом, что романтическая, готическая литература активно этим пользовалась (вспомним оживающий «Портрет» Гоголя или английские книжки с угрюмыми замками предков, увешанными картинами, вроде «Собаки Баскервилей» Конан Дойля).
Но когда это было. Сейчас - нестрашно. Почему-то. Картины устарели, их никто не воспринимает всерьез.
Можно попробовать напугать чем-то посовременнее.
Фотографии мертвецов. Не в смысле изображения трупов, как в протокольных полицейских съемках, нет. А фотопортреты мертвецов - как живых - и даже вместе с живыми людьми.
Скажете, бред сумасшедшего? Ничуть не бывало. Именно так в своё время и делали.
Во второй половине XIX века фотография уже достаточно распространилась, чтобы активно вытеснять живопись на портретном рынке. Отныне не обязательно стало идти к художнику, чтобы запечатлеть свою неподвижную персону. Фотопортреты массово заменяли живописные - это было и быстрее, и дешевле, да и смотрелось вполне убедительно.
Но что делать, если человек недавно умер, а хочется запечатлеть его образ, оставить с собой навеки? Художник мог сделать наброски с мертвеца или воспользоваться каким-то старым портретом, чтобы написать новый, или просто нафантазировать что-то. (Сколько мы знаем таких портретов, даже тех персон, про кого вообще неизвестно, как они выглядели - да почитай что все древнерусские князья таковы, хоть Борис с Глебом, хоть Дмитрий Донской, хоть Александр Невский.)
Фотография - более предметная штука, она так не может. Тогда фотографы, идя навстречу заказчикам, стали снимать портреты мертвецов. Их гримировали под живых, наряжали, с помощью специальных подпорок придавали им разные позы, помещали их в интерьеры и снимали, в том числе, вместе с другими - живыми - членами семьи.
Благо старинная фотография по нынешним временам была делом неспешным, требовала долгой выдержки, и даже обычных, вполне ещё неусопших людей снимали, пользуясь зажимами, чтобы они не дергались и не смазывали кадры.
Любая фотография останавливает мгновение, и тем самым, в каком-то смысле, убивает его. Для тогдашней это было ещё более справедливо.
Так что если будете просматривать старые-престарые фотографии - приглядитесь - нет ли там среди замерших живых ожившего мертвеца?