Найти тему

70 годы ХХ века. Трактор Т-40А с копновозом

Фото с Яндекса. Т-40А.
Фото с Яндекса. Т-40А.

Работал в совхозе на тракторе Т-40А с ведущим передним мостом. Трактор занимался обслуживанием СТФ (свинотоварная ферма). Задача фермы была. Выращивание молодняка, когда поросята подрастали их, отдавали на откорм другим фермам. Маленькие поросятки, любят тепло и чистоту. Свинарка создавала уют для опороса при помощи обыкновенной соломы. А солому нужно доставить к каждому корпусу, скирды соломы находились в поле. Трактор цепляет телегу, грузчики садятся в кузов, и на поле. Обычно их было трое, грузили вилами. Двое бросают солому в кузов, а один укладывает. Загружали, увязывали солому верёвкой. Пока грузчики отдыхали, я вез на тракторе солому по корпусам фермы. Там груз вываливался, к дверям корпуса, и опять за новой порцией. Корпусов с сосунками, было шесть. Под каждый корпус нужна телега соломы. Скирда находилась в поле на расстоянии два, три километра. Тяжелая кропотливая работа. Если не увязывать, верёвкой то, солому просто сдует ветром с телеги.

Личное фото. СТФ идёт побелка корпусов.
Личное фото. СТФ идёт побелка корпусов.

Однажды увидел на маш дворе фермы интересный агрегат чем-то напоминающий вилы стогомёта, только по больше размером. Оказалось это копновоз, для перевозки сена и соломы на небольшие расстояния. Вспомнил, что мы такой в теории изучали в СПТУ. Навешивается копновоз, на навеску трактора. Трактор подъезжает к стогу, поднимает верхний клапан, и задним ходом врезается в солому или сено. Гидравликой верхний клапан закрывается, прижимая солому. Трактор вырывает клок сена или соломы, приподымает и везет в нужное место. Легко и просто. Решил испробовать, эту штуку, на своём Т-40А. В свободное время начал восстанавливать агрегат. Выравнивал штанги, менял пальцы, подобрал шланги для гидравлики. Ремонт выполнял не отрываясь от производственного цикла. Агрегат восстановлен, навешен на трактор. В холостую проверяю работу копновоза. Все работает, верхний клапан, хорошо открывается и закрывается. Еду в поле к скирде соломы. На Т-40А заднюю скорость можно переключать реверсом. Врубаю третью, переключаю реверс на заднюю и пытаюсь вонзить копновоз в солому. С первого раза не получилось. Одна из штанг вонзилась в землю, и согнулась.

Личное фото. Колхозное поле.
Личное фото. Колхозное поле.

Проехал вперёд, снял и выровнял согнутую деталь. Повторить попытку решил на приподнятой на навеске конструкции. Получилось, агрегат воткнулся в солому. Прижимаю верхним клапаном, зубья клапана врезаются в солому. Пробую, приподнять на гидравлике. Не выходит, поднимаются передние колёса трактора. Включаю первую передачу и пробую вырвать прижатый клок соломы. Копновоз вышел с жалким клочком соломы. Основная масса осталась в скирде. Но удалось нарушить структуру стога. С третьего раза удалось загрузить полный копновоз. Старания были напрасны, лёгкий Т-40А не подходил к такому агрегату. Копновоз лежал на земле, а передние колёса болтались в воздухе. Крестовины передних бортовых, защитили их от выпадания. Управлять трактор было не чем. Кроме как тормозами. Но вращающиеся крестовины бортовых могли повредить трактор. Поступил проще, поднял верхний клапан, солома вышла. Я быстро поехал на маш двор и отцепил это чудо, потом спокойно пошел домой, все происходило в конце смены. Вот так я понял, прежде чем что-то сделать, подумай. На следующий день, как ни в чём не бывало возил солому телегой.

Личное фото. Орех.
Личное фото. Орех.