Найти в Дзене

«Успокойте его наконец!»: что делать, если ребенок стал неуправляемым.

Оглавление

Неуправляемые дети. Нарушение психики или причина в воспитании?

Каждому из нас приходилось наблюдать картину, когда в магазине или в другом людном месте ребенок падает на пол и кричит. В некоторых случаях он выражает протест на отказ купить игрушку или сладости. А иногда это ни с чем не связанная истерика. У окружающих в этих случаях появляются негативные эмоции, чувство неприязни. А каково родителям? Скорее всего, им стыдно за поведение ребенка и за свою неспособность прекратить это безобразие.

Так проявляют себя неуправляемые дети, которые не подчиняются никаким правилам и нормам поведения. Как так случилось, что милый и послушный ребенок вдруг стал неуправляемым? На все просьбы родителей он отвечает протестом. Иногда молчаливым, но чаще, сопровождаемым истерикой. Протест проявляется во всем. На приеме в поликлинике, такой ребенок ни за что не отроет рот, чтобы показать доктору горло. И никакие уговоры не помогут. Находящаяся рядом мама только руками разводит. Ведь малыш и ей не подчиняется.

Непослушные дети, развитие и формирование их психики

В чем причина такого поведения ребенка? Чаще всего дошкольник протестует, сам не понимая причины своего протеста. «Просто не хочу и все». Возможно первые проявления такого поведения возникли в более раннем возрасте, когда малыш впервые столкнулся с необходимостью следовать каким-то правилам. Ведь до этого ему все разрешали, и вдруг начали появляться ограничения.

Такие ситуации могут появиться, когда ребенку всего 1-2 года. Малыш начинает бурно реагировать на любые указания родителей. Хотя такое поведение беспокоит взрослых, оно на самом деле помогает ребенку сформировать зачатки собственного мнения, что является началом развития его личности.

Чуть позднее вместе с протестом у ребенка может появится истерия. Он все хочет сделать сам. Если его желание не выполняется, малыш закатывается в плаче, который очень трудно унять. Чаще всего, сделать что-то самостоятельно не получается. А это еще больше усугубляет ситуацию. Именно в этот момент важно внимательное отношение к ребенку родителей. Они могут мягко остановить капризы ребенка, отвлекая его на какие-то интересные моменты.

Нужно помнить, что ребенок, громко выражая свой протест, не может самостоятельно остановиться без вмешательства взрослых. Тем более, он не способен анализировать свое поведение.

В каком возрасте начинать знакомить ребенка с правилами

Малыш в 2-3 года уже должен знать основы поведения в обществе. С первого момента обучения нужно, чтобы он понял, что выполнение этих правил обязательно. Никаких оговорок быть не должно. Различные послабления, например, во время болезни ребенка исключаются.

Внедрять эти правила нужно мягко, в доступной для малыша форме. А затем твердо настаивать на их выполнении. Например, если Вы запрещаете малышу есть сладости перед обедом, значит, этот запрет должен действовать всегда. Если нельзя брать какую-то вещь, то это раз и навсегда. Таким образом, ребенок постепенно учится управлять собственным поведением.

Если вы решили не обращать внимание на истерики ребенка, это может привести к ухудшению ситуации. В случае вседозволенности ребенку невозможно осознать правила поведения и морали. В более старшем возрасте к истерике добавится агрессивность, с которой бороться будет еще труднее.

Неуправляемые дети часто своим поведением провоцируют более радикальные действия взрослых. Например, в больнице вместо незначительных манипуляций ему приходится делать более сложные процедуры и даже вводить наркоз. Ведь по-другому он не понимает, а лечить как-то надо.

Кроме того, ребенок, которому все разрешается, в конце концов не чувствует себя защищенным. Он может испытывать тревогу по поводу своей уязвимости. Ведь в основе всех правил лежат забота и защита взрослого, сильного человека. Не умея управлять своим поведением, дошкольник не может удержать свой поведенческий импульс. В последствии это может выразиться в отказе сотрудничать с воспитателем, учителем и с любым взрослым.

Причины, по которым дети становятся неуправляемыми:

· пример поведения родителей, которое противоречит внушаемым ребенку правилам

· чрезмерный контроль родителей над ребенком, обладающим волевым характером

· сильная психологическая травма, полученная в раннем детстве. В этом случае возможно вмешательство детского психолога.

Помощь неуправляемым детям

1. Родителям следует объединить усилия, чтобы помочь ребенку. Очень действенными являются совместные игры. Выполняя игровые правила, ребенок постепенно осознает, насколько важно выполнять их в повседневной жизни. Добросердечные и уважительные отношения в семье значительно ускорят этот процесс.

2. Чтобы ребенок учился контролировать свое поведение, необходимо предоставлять ему свободу для самовыражения. Таким образом стимулируется лобный отдел головного мозга. Родителям желательно занять позицию «присутствие без вмешательства», но быть всегда готовыми прийти ребенку на помощь.

В заключение хочется отметить, что непослушные дети не появляются сами по себе. Если своевременно начинать учить ребенка правилам поведения, не проявляя при этом агрессии, то любой малыш воспримет их, как необходимость. И тогда не будет никаких истерик и выражения протеста.