Найти тему

Про влияние родителей на детей: выбор карьерного пути и конфликты поколений

Оглавление

Неприятно, но факт: родители часто не могут помочь ребенку сделать правильный карьерный выбор. Просто потому, что они используют устаревшие инструменты выбора профессий и подчас их знания о рынке труда не актуальны.

Часто родители ограничены знаниями о профессиях и выработанными из поколения в поколение стереотипами о выборе, для того, чтобы помочь детям самоопределиться.

Как показывает статистика, 8 из 10 подростков выбирают не ту профессию.

Пример родителей или как рождаются династии

Родители часто навязывают нам занятия определённой деятельностью прямо или косвенно. Косвенно - своим примером. Так часто бывает, когда ребёнок воспитывается в определённой среде, он видит родителей увлеченных своей деятельностью и с рождения впитывает профинформацию.

Вырастая, он не видит себя ни кем иным, как продолжателем деятельности родителей. Так и появляются династии - когда из поколения в поколение члены семьи становятся врачами, юристами, актёрами или кем-то ещё.

Яркими представителями династий являются дети звёзд из шоу-бизнеса. Или дети предпринимателей, которые ведут семейный бизнес. Если “наследнику” искренне интересно дело, то у него для этого есть все возможности проявить себя: наработанная схема, know-how родителей и финансовое благополучие.

Но если вдруг кто-то из отпрысков решил проявить себя в другой деятельности, это может восприниматься родителями крайне болезненно. Они начинают уговаривать своего ребёнка выбрать их профессию, порой давить, вплоть до прекращения общения.

Почему родители так поступают

Проблемы во взаимопонимании между поколениями часто возникают и при отсутствии каких-либо династий. Причины тому:

  • Личная нереализованность.
  • Стереотипность мышления. Одни профессии могут считаться престижными и денежными, другие - неуспешными или мужскими и женскими.
  • Страх того, что ребёнок не потянет учёбу в силу своих способностей. Или могут бояться перехода из одного социального статуса в другой - более высокий или низкий. Не секрет, что перемещение одного из членов семьи в другой социальный статус может не просто восприниматься болезненно, но и порождать конфликты..
  • Наличие негативных установок и патологическое желание контролировать своё дитя. Метод “горячей картошки” - чтобы почувствовать себя лучше, надо заставить другого чувствовать себя хуже. Когда человек чувствует себя плохим, он стремится передать своё чувство другому.  Доказывая, что другой плох, он освобождается от давления собственной “плохости”. Так человек чувствует себя сильнее и может контролировать другого человека.

“Я лучше знаю!” или нереализованные амбиции и предписания

Часто родители пытаются через ребёнка реализовать себя. Когда родитель хотел стать кем-то, но в силу обстоятельств не смог реализовать себя в желаемой профессии. И вот у него рождается ребёнок. И родитель всячески пытается его уговорить заниматься определённой деятельностью на этапе самоопределения.

Или давят на свое чадо с позиции “это дело/профессия престижна”, “это дело/профессия позволит тебе заработать деньги”. Родитель действует с позиции - “я лучше знаю”. Хотя часто им движут свои не реализованные амбиции и устоявшиеся стереотипы.

Пример: родитель - отец всю жизнь хотел посвятить себя воинскому делу и служить Родине. Но в силу обстоятельств, он не смог этого сделать. Своему сыну он говорит уже с детства, что он обязательно пойдет по этому пути и станет генералом. Восхваляет какие-то его качества: "У тебя есть необходимая выдержка ”, “Твоё мышление будет хорошо использоваться в воинской сфере”, и т.д.
Но сын не хочет этого, он хочет стать парикмахером-стилистом, так как чувствует, что это его настоящее призвание и уже делает успехи в этом ремесле.
Отец давит на сына, морально опускает его. Так сказать, наказывает  своим поведением (игнор, наказания, переход на личности, обиды, вызывает чувство вины и стыда) за выбор, который не устраивает отца. “Я лучше знаю, из тебя ничего не выйдет”, “Твоя профессия женская”, “Если ты выберешь эту профессию, то опозоришь меня/всю семью”, “Ты будешь изгоем семьи”, “Как ты можешь! Я так старался для тебя!”, “Что подумают люди?”, “У тебя есть все данные, чтобы сделать карьеру!” и другие фразы типа “Я не смог по силе обстоятельств, а ты сможешь!”, “Ты меня подводишь!”

Но стоит ли так делать? Будет ли ребёнок обучаться той профессии, которую выбрали за него вы? Будет ли он счастлив на той работе, которой ему предстоит заниматься?

Социальная мобильность - переход в более высокий социальный статус

Родители могут отговаривать идти учиться в тот или иной ВУЗ. Причина тому - проявление своих страхов “Я боюсь, что не получится - у нас по наследству плохие гены”, “Ему будет стыдно за нас”, “Над ним будут смеяться”.

Может проявляться и зависть  “Я плохая мать”, “Упущенные возможности, а ведь я тоже мог стать таким”,

Здесь задействован метод “горячей картошки” -  что-бы не чувствовать себя хуже, используются манипуляции.

Это встречается особенно часто, когда родители принадлежат к “рабочему” классу, а ребёнок выбирает профессию, где необходимо высшее и престижное образование. “Ты не потянешь!”, “У тебя не получится, мечтатель!”, “Зачем тебе это? Только время зря потеряешь на образование!”, “Вот тётя Маша получила диплом - и что?”, “Считаешь себя шибко умным?”. “Мы тебя ещё будем кормить и вкалывать 5 лет, пока ты учишься?” Родители и партнёры сталкиваются со страхами и устаревшими стереотипами, начинают отговаривать и отстаивать свою точку зрения.

Это происходит из-за отсутствия веры в своё чадо, сравнивании его с другими или переноса печального опыта других людей.  Если ему действительно будет нравиться обучение, он будет стараться и у него всё получится. Стоит просто поверить в него.

Страх перехода в нисходящий социальный статус

Когда родители являются представителями определённого статусного класса, который они долго добивались и поддерживают, то они очень боятся, что чадо может “скатиться вниз”.

“Не бросай учёбу, даже если она тебе не нравится!”, “Ты должен окончить этот университет/вуз!”, “Получай только пятёрки!”,

Это очень похоже на предписание желаемых качеств и определённых ожиданий в сторону ребёнка. Родители стремятся сделать всё, чтобы ребёнок остался на уровне  соответствующего социального статуса или перешёл на уровень выше.

Иногда наши родители так сильно стараются, что это выливается в гиперопеку - и чадо вообще не способно принимать решения. Либо же такие методы приводят к тому, что ребёнок начинает в буквальном смысле бунтовать и вести себя противоположно, назло родителям.

Родители могут прибегать к сравнениям и запугиваниям, приводя в пример кого-то из не успешных родственников или знакомых. Но являются ли такие действия мотивационными - большой вопрос.

“Ты станешь таким же маргиналом, как Дядя Федя / Тётя Клава!” (постоянное сравнение с плохими персонажами, предписание плохих качеств), “Ты лентяй!”, “Весь в отца / мать / другого родственника!”

“Вырастет и сам решит” - отпуск чада в свободное плавание

В отличии от родителей с синдромом гиперопеки, есть ещё вариант, когда родитель полностью отсутствует в участии профориентации ребёнка. Его не водят на кружки, курсы и прочие развивашки, руководствуясь тем, что “само всё решится”. Бывает, что на развитие и направление чада отсутствуют ресурсы: время, финансы, любовь, забота, внимание. Или их не достаточно.

“Ты же прекрасно знаешь, что я работаю на двух работах ради тебя!”, “Зачем тебе на курсы рисования? Вот бери бумагу и рисуй!”, “Иди, погуляй лучше”, “Вырастешь - решишь”, “Ты же видешь, что я занят/а…”

У людей, в такой ситуации, вырабатывается чувство нежеланности, ненужности, отверженности. Конечно, когда ребёнок вырастает, он непременно осваивает какую-либо профессию.

Но эти люди могут быть всю жизнь в неосознанном поиске родительской любви. Чувствовать одиночество. “Меня никто не любит”, “Я не достойна/достоин любви” - будет мешать его самореализации.

Установки из поколения в поколение

-2

Дети - это наши зеркала. Они обучаются и копируют нас во всём, особенно в юном возрасте, примерно до 12 лет. Наверняка, вы это тоже замечали. Нас учат всему, чтобы максимально адаптировать к жизни в обществе. И мы, дети, наблюдаем модели поведения родителей в течении всей жизни.

В том числе наши родители передают нам такие вещи как

  • страхи
  • убеждения
  • установки
  • ценности
  • свои желания, видение
  • сценарии
  • запреты и предписания

На практике я очень часто сталкиваюсь с тем, что уже мои клиенты, которые планируют перейти на следующий уровень, сталкиваются с проблемами именно из детства. А уже состоявшиеся предприниматели, бизнесмены до сих пор борются с “внутренними демонами”, которые мешают достигать ещё более высоких целей или сохранить достигнутое.

Так, одна из моих клиенток - состоявшаяся бизнес-леди, выросшая в проблемной семье и гетто, поведала мне, что спустя много лет, имея свой прибыльный бизнес и живя в дорогом особняке она всё равно чувствовала себя ужасно. “Я здесь как чужая!” - говорила она.

В процессе воспитания ребёнка, как уже было сказано выше, передавая свои установки, родители могут передавать и свои “сценарии жизни”, запреты и предписания.

Родители сами, возможно, не получали достаточно одобрения, любви и заботы от своих родителей или других “поглаживаний”, в результате чего образовался дефицит чего-либо.

Вопросы коуча

  • Что бы вы хотели увидеть в качестве желаемого результата в своей карьере?
  • Что мешает вам достичь вашей цели / ваших целей? Страхи, запреты, ограничения?
  • Что мотивирует вас / что демотивирует вас?
  • Что вы на самом деле хотите / хотели от жизни?
  • Что вам не хватает?
  • Что вы хотели-бы изменить?

Вывод

Наши родители всегда старались дать нам лучшее, действовали во благо и так, как им это показали их родители. После того, как вы прочли эту статью, не стоит бежать к своим родителям и винить их в том, что вы, возможно, чувствуете себя несостоявшимися в жизни.

Конечно, некоторые возможности могут быть уже давно упущенными. И даже, если вы уже взрослый - у вас всё ещё есть выбор - принять своё решение, сделать свой выбор, взять ответственность на себя за сложившуюся ситуацию.

© by Анастасия Шумакова

коуч личностного роста

Если статья была полезна и понравилась вам, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации <3

Если у вас остались вопросы, пожелания или вы хотите записаться на консультацию - вы можете связаться со мной по ссылке: https://taplink.cc/anastasia_shumm_