Мир стал многополярным - в последнее десятилетие это стало очевидным для всех. Прежний вариант мироустройства - биполярный мир - закончился с завершением "Холодной войны", когда один из двух полюсов утратил свой статус и на Земле почти воцарился однополярный мир, местами больше похожий на хаос. Последующая история показала несостоятельность этой конструкции: стали расти новые центры силы. На юго-востоке Евразии - экономический колосс - Китай, на севере Евразии постепенно возвращает свое международное значение Россия, в Западной Европе пытается высвободиться из американских экономических и политических оков Германия.
Германию не очень устраивает положение вассала англосаксов. Немцы всячески пытаются усилить свой суверенитет, и развитие экономических отношений с Россией в сфере импорта энергоресурсов представляют собой шаги в этом направлении. США де-факто отказались от санкционного давления на строительство газопровода "Северный поток-2", необходимого как Германии, так и России. Некоторыми этот факт преподносится как попытка Вашингтона снизить уровень конфронтации с Москвой, чтобы избежать ее дальнейшего сближения с Китаем (https://www.ntv.ru/novosti/2555129/; https://regnum.ru/news/economy/3283023.html).
Ситуация в некотором роде повторяет события пятидесятилетней давности. Тогда отношения между Москвой и Пекином были на самой низкой точке, существовал реальный риск полномасштабной войны между Китаем и СССР, а США свысока наблюдали за этой коммунистической грызней. Сейчас же идет рост напряженности между США и КНР. Россия же является для США второстепенным соперником.
Бывший посол США в России Майкл Макфол издал статью на The Washington Post "Попытки отделить Россию от Китая – это бесполезное занятие". В этой публикации автор указывает на Китай, как наиболее важный полюс в формирующемся новом "не однополярном" мире. Приводится фраза от администрации президента Байдена о том, что Китай "является единственным конкурентом, потенциально способным объединить свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь, чтобы бросить вызов стабильной и открытой международной системе".
А тут еще американские ученые обнаружили, что Китай форсированно наращивает свой ядерный потенциал, в том числе увеличивая количество пусковых шахт для межконтинентальных баллистических ракет. Для чего это нужно Китаю - понятно. Являясь одним из полюсов многополярного мира, Пекин желает обезопасить себя от возможной агрессии со стороны геополитических противников. Собственно, он делает то, что делали в течение второй половины XX века два лидера биполярного мира - СССР и США. Таким образом, вырвавшись на один уровень с Вашингтоном в экономическом плане, теперь он намерен выровнять свои позиции с ним и в военно-политическом аспекте.
В статье Макфола упоминается, что вполне логичной выглядящая идея привлечь на свою сторону Россию для сдерживания Китая, не является подходящей в наше время. Автор считает, что использовать Россию против Китая, как во времена президента Никсона был использован Китай против СССР невозможно, по причине того, что в 70-е годы XX века между двумя коммунистическими странами уже произошел раскол и они сами искали дружбу на третьей стороне, тогда как сейчас отношения РФ и КНР как никогда близки. Но, похоже, что в Вашингтоне думают иначе, и все-таки намерены разыграть эту карту и надеются, если не переманить Москву в свой лагерь в борьбе с Пекином, то, хотя бы, заручиться ее нейтралитетом.
Важнейшие геополитические игроки вновь сошлись в своем противостоянии. У каждого свои интересы. А решения, принимаемые в рамках этого противостояния повлияют на все будущее мироустройство. Одна китайская мудрость учит: "Сидя на вершине горы наблюдать за борьбой двух тигров". По иронии судьбы маоистский Китай и стал одним из этих тигров в борьбе с СССР в 60-70-х годах XX века. Кто наблюдал - понятно. Сейчас в мире многое изменилось, но три вершины треугольника (США-КНР-РФ) остались. И у России есть уникальная возможность остаться наблюдателем при схватке двух "тигров".