Как правильно объяснить ребенку, что нельзя уходить с чужим дядей/тетей? Почему не надо позволять посторонним делать замечания вашим детям? И зачем учить ребенка кричать?
Часть первая тут.
Часть вторая
Лето, хорошая погода, каникулы. Родители на работе, дети – на улице. Волонтеры спасательно-поисковых отрядов провели социальный эксперимент: получится ли увести ребенка с площадки. Уходят 9 из 10. Даже те, кто знает, что с незнакомцами разговаривать нельзя. Страшно?
Продолжение беседы о безопасности наших детей с психологом центра Белая Комната Дзержинск Анной Зуевой.
Правило 5. Учимся выстраивать границы
Если малыш (2-3 года) не хочет ни с кем общаться в песочнице, не надо его заставлять. У него есть свои интересы, желания, симпатии/антипатии. Если ему захочется – он сам познакомиться и поиграет. Это только нам кажется, что он маленький.
Однако часто бывает, что посторонние любят вмешиваться в процесс. Например, бабушка или мама другого малыша, что оказались с вами на площадке, начинают настаивать:
- Иди-иди поиграй! Это Маша, а это Никита! Не сиди в углу.
В этом случае нужно обязательно сказать:
- Спасибо за заботу, но мой ребенок сам выбирает с кем ему играть, чуть позже решит, чего ему хочется.
Не стоит агрессировать, оставайтесь вежливы. Иначе дети начнут копировать такую реакцию.
Иногда это бывает сложно. Утрирую. Ваш ребенок прыгает в луже и счастлив. Мимо проходит сердобольная бабушка и начинает читать лекцию, что вы ужасная мать. Самый простой ответ:
- Мы рядом с домом, у меня есть горячая вода и стиральная машина. Спасибо, мы сами разберемся.
Не давайте другим высказывать замечания ребенку и учить его, что и как делать.
Конечно, все должно быть в рамках разумного. Бывает, что чужие помогают. Например, вы отвлеклись в магазине, а малыш побежал к эскалатору. Это опасно. Незнакомый мужчина это увидел и ребенка удержал.
Подойдите к человеку, обнимите малыша, возьмите за руку. Поблагодарите чужого за помощь и обязательно объясните:
- Ты был в опасности, дядя тебя спас, мы сказали ему спасибо. Однако если тебя схватят и будут тащить куда-то дальше – кричи.
Правило 6. Учим ребенка кричать
Детям 5 – 7 лет важно объяснить. Если вас тащат куда-то или вы пошли добровольно, но потом поняли, что нужно бежать – не стесняйтесь кричать. Не сопротивляйтесь молча. Не бойтесь кричать:
- Спасите, меня уводят, хочу к маме!
С детьми до 5 лет такие ситуации можно прорабатывать в играх. Пусть будет кукла, плюшевый мишка – ребенок, которого пытаются увести чужие люди. Покажите, как должна себя «игрушка» вести в такой ситуации. Обсудите это вместе.
Еще можно учиться на фильмах и мультиках. Обсуждайте с детьми кино. Что случилось с Буратино, который ушел с лисой Алисой и котом Базилио? Что происходит с теми, кто уходит с чужими? Как себя правильно вести? Как Буратино должен был поступить?
Правило 6. Мама, я пошел гулять!
Малышей лучше не оставлять без присмотра. Однако самое важное – приучить их самих обращать внимание на маму. Поиграл-поиграл и посмотрел, где она?
Если ребенок постарше и может куда-то уйти сам, научите его говорить – куда. Это надо делать с раннего возраста. Например, заметили, что малыш ушел с песочницы на горку. Подойдите и объясните:
- Солнышко, когда ты так делаешь – предупреди, пожалуйста, маму!
С детьми постарше – то же самое.
Собрался в другой двор? К соседке? Главное – предупреди!
Естественно, это невозможно без доверия и контакта с ребенком. Он должен знать, что к вам можно подойти в любой ситуации. Сейчас мамы часто даже на детских площадках сидят «в телефоне». Ребенок стесняется подойти и отвлечь ее.
Доверительные отношения – это отдельная тема. Сейчас просто хочу обратить на это ваше внимание.
Правило 7. Золотое. Все правила работают в системе
Разговаривать, объяснять что-либо ребенку нужно систематически. Вариант: наступило лето, сейчас я ему один раз объясню, он умный – поймет, не сработает! Все правила должны стать для вашего ребенка привычкой, естественным поведением. Только в таком случае можно быть спокойными, что ваш сын/дочь с чужими людьми никогда не пойдет!