Как я перепутала жилой квартал с музеем и чуть не вломилась в частный дом. Проезжая местечко в центральной Норвегии - Лердал и увидев красивый указатель и название "Gamle Lærdalsøyri" что означает старый Лердалсёйри, я подумала что это очередной музей. Норвежцы часто перевозят в одно место старые дома и делают из них музей под открытым небом. Увидев отметку культурное наследие, под защитой ЮНЕСКО, я рванула туда.
Я гуляла по восхитительной маленькой улочке, восхищалась разноцветными домиками с яркими цветниками. Поразило разнообразие стилей и ухоженность. Я заходила во дворики и заглядывала в окна. Мой муж с удивлением смотрел на мою беспардонность. Потом спросил, почему я так себя веду? Я ответила: "Уж очень интересный этот музей! " "Но это не музей, это жилой квартал" - сказал муж.
Я растерялась и не поверила. Уж очень обстановка вокруг напоминала какие-то декорации, была несколько нереальна. Но приглядевшись я поняла, что это и вправду жилой квартал. Домики обжиты и ухожены, в них кипит жизнь и возле многих стоят автомобили и велосипеды.
Я вернулась к информационному стенду и прочитала. Да, это центр старинного норвежского городка, который сохранил свою оригинальность и идентичность.
Итак, более 160 зданий в этом городке представляют архитектурную и культурную ценность и охраняются. Большинство включают в себя памятники архитектуры 17-18 веков, но есть и более старые 15-16 веков.
Именно тогда эта деревенька была центром торговли Норвегии. С 1500-х годов это крупнейший рынок /маркет/ между восточным и западным побережьем.
Королевская дорога через Филефьель была построена в 1790-х годах и стала первой дорогой, по которой люди могли ездить на лошадях и повозках между Аустландетом и западными частями Норвегии, Христианией /так назывался Осло/ и Бергеном. Городок расцвел еще сильнее.
И с того времени эту дорогу стали использовать также как туристическую. По сути это первая туристическая дорога Норвегии. И Lærdalsøyri , Лердалсёйри - ее сердце.
Кстати, первый заграничный турист на автомобиле прибыл именно сюда 1901 году. Швейцарец Бедуин на Panhard & Levasson, оснащенным восьми ступенчатым, четырехцилиндровым двигателем. Он проехал 350 км в стране, где никто не видел машины. Бензин покупал в аптеках. Даже в наше время, 350 километров по Норвегии это более чем. Это труднодоступная местность. В этом высокогорном районе количество туннелей, мостов и серпантина зашкаливает. Именно здесь находится знаменитый Лердальский туннель 24,6 километра./Lærdalstunnelen/
Даже сложно представить как это было 120 лет назад. Его встречали как героя, хотя справедливости ради на многих участках дороги он использовал дополнительные четыре лошадиные силы, в виде крепких лошадок. Они помогали автомобилю на крутых подъемах и когда кончался бензин.
Сейчас весь муниципалитет/долина насчитывает около 2200 жителей и является крупным туристическим центром. Здесь есть все, пляжи, старинные церкви, высоченные горы, пешеходные туры на крупнейший в Европе ледник, центр водного спорта.
Но что самое приятное, что жители с удовольствием ухаживают за своими историческими домиками, хранят вещи, настроение и дух старины.
На улочке много магазинчиков, отелей и мест где можно посидеть и выпить чашечку кофе. А гулять по этому городку сплошное удовольствие и даже можно запутаться и подумать что это музей.
В завершении практический совет. Здесь можно остановиться в современном кемпинге и комплексе "Lærdal Ferie-og Fritidspark" на пару- тройку дней. Этот городок может быть отправной точкой для многих маршрутов. А именно, в Гудванген, Флом, Боргундскую церковь, на ледник Jostedalsbreen. Цены очень приемлемые для Норвегии.
Спасибо за внимание и лайк. С уважением, Открытый, добрый Путь.
Еще статьи о Норвегии: