Найти в Дзене

Знаменитая «Девушка в поезде». Шедевр или посредственность?

Книга «Девушка в поезде» Полы Хокинс (The Girl on the Train, Paula Hawkins) стала одним из самых популярных психологических триллеров 2015 года. Позднее по ней был даже снят фильм. Однако мнения критиков и простых читателей довольно сильно разошлись. Большинство пришло в восторг от книги (иначе вряд ли она бы стала бестселлером), однако многие – и не то чтобы совсем беспричинно – считают ее заурядным детективным китчем. Если быть честным, сам детективный сюжет, очищенный от психологизма, довольно прост: убитая замужняя женщина оказывается беременной, но не от мужа и не от известного любовника. Понятно, что должен быть кто-то еще. Количество мужчин в книге ограничено. На фоне twists and turns (перекрутов с поворотами) современных детективов ничего особенного в сюжете «Девушки в поезде» нет. Зато есть то, что возвышает его до уровня самых захватывающих триллеров – абсолютно жизненный, трехмерный мир не парадного Лондона и главная героиня – Рэйчел Ватсон.

фото автора
фото автора

Повествование ведется попеременно от имени трех главных героинь – неудачницы Рэйчел, благополучной (на первый взгляд) красавицы Мэган (жертвы убийства) и счастливой соперницы Рэйчел, новой жены ее бывшего мужа, Анны Бойд. Все девушки говорят своими отчетливыми голосами, однако только Рэйчел проникает под кожу. В 33 года Рэйчел осталась буквально ни с чем: муж ушел от нее к другой из-за ее бесплодия, и в новой семье быстро родилась дочь. Рэйчел начала пить и превратилась в полноценную алкоголичку. В итоге потеряла еще и работу, а подруга, с которой она делит крохотную квартирку, терпит ее с трудом.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Она поддерживают иллюзию относительной нормальности в глазах подруги, каждое утро отправляясь на пригородном поезде на «работу» в центр. И каждый день проезжает свой бывший дом, бередя незаживающую рану.

фото автора
фото автора

Рэйчел не в силах отстать о бывшего мужа и его новой семьи: напиваясь, она упорно звонит и приходит к нему. По сути бывший муж – это все, что связывает ее с внешним миром. Поездки в Лондон и приставания к бывшему – ее единственная рутина. И вдруг в этой рутине происходит надлом. Каждый день из вагона поезда она видела красивую молодую пару на террасе прекрасной квартиры, но неожиданно девушка исчезает. Рэйчел это совершенно не касается, однако она так дорожит своими хрупкими воображаемыми связями, что постепенно втягивается в чужую историю. И все меняется: благополучные души и судьбы оказываются поломанными, жертвы – абьюзерами, удачливые – лузерами.

В «Девушке в поезде» подкупает история «маленького человека». Слишком часто в современных детективах фигурируют успешные, богатые и знаменитые, либо наоборот – страдальцы высших степеней. А здесь – просто лондонская повседневность далеко за пределами Мэйфэйра и Челси, женщина-неудачница, каких много в реальной жизни. Она то сражается с обстоятельствами, то смиряется со своими слабостями. Ее жизнь настолько пуста, что она с радостью погружается в чужие кошмары.

Так что «Девушка в поезде» все же ближе к шедевру в скромной нише психологических триллеров.

Черно-белый лебедьКитайское слово "кризис" состоит из двух иероглифов. Первый - "опасность, риск", второй "случай, возможность". Мы не можем влиять на кризисы мирового масштаба, но можем искать в них открывающиеся возможности.