Летом 1955 года Крид Тейлор после насыщенного года проведенного в качестве продюсера независимого лейбла Bethlehem покинул свою должность - в кратчайшие сроки ему предстояло завоевать расположение руководящего состава недавно основанного крупного ABC-Paramount (изначально Am-Par), чтобы к началу шестидесятых наконец основать джазовое подразделение, получившее название Impulse!, один из ключевых джазовых лейблов в истории.
Тейлор повлиял на Bethlehem в середине пятидесятых и Impulse! в начале следующего десятилетия очень схожим образом - в кратчайшие сроки продюсер сформулировал ключевые элементы обоих компаний от мгновенно узнаваемого, характерного оформления до жанровой направленности представленной музыки. В обоих случаях Тейлор собрал вокруг лейбла плеяду выдающихся музыкантов, подписал уникальные контракты и... сменил место работы.
Тейлор не стеснялся делиться секретами собственного успеха - пересекая дорогу от офиса до ближайшего магазина пластинок он тратил час-другой внимательно рассматривая представленный ассортимент. После чего, сделав соответствующие выводы исходя из того какой музыки не хватает в магазине, возвращался на работу и планировал выпуск альбомов с полькой, военными песнями, фламенко, популярными у молодежи условно застольными мелодиями.
Тейлор никогда не забрасывал джаз, однако периодически желал порадовать боссов коммерчески успешной пластинкой параллельно с тем расширяя свои музыкальные горизонты, что во многом помогло ему работать в условиях Verve середины шестидесятых.
Прежде чем продолжить углубляться в недры крупнейшего, однако в большинстве случаев скромно или вовсе не представленного на полках поклонников джаза лейбла, отмечу с десяток (на деле семь, но пара из них имела продолжение) джазовых пластинок, которые необходимо иметь в коллекции. Более подробный рассказ о внушительном каталоге ABC-Paramount в следующих выпусках серии 'Был ли джаз до Impulse!?'.
Пластинки расположены в очень вольном, может порой хронологическом порядке - нужно понимать, что крепкий, но почти незамеченный в свое время альбом трубача Кенни Дорэма никоим образом не может сравниться по своему влиянию (ничуть не принижая его достоинств) со, скажем, легендарной записью вокального трио 'Lambert, Hendricks & Ross'. Определенная доля субъективности в выборе лучших джазовых записей лейбла несомненно присутствует.
Kenny Dorham - And The Jazz Prophets Vol. 1 (1956)
В своих интервью Тейлор упоминал, что первой джазовой записью, которую он спродюсировал для ABC-Paramount был альбом квинтета трубача Кенни Дорэма.
Возможно Тейлора подвела память (маэстро нынче 92), но не исключаю, что он попросту хотел отдельно отметить этот альбом, во многом и так выделяющийся на фоне других джазовых записей лейбла середины пятидесятых. Речь во многом о том, что черные музыканты были представлены на лейбле заметно меньше белых - кроме Дорэма на обложке появлялись пианист Билли Тейлор, контрабасист Оскар Петтифорд и саксофонист Лаки Томпсон.
В апреле 1956 года Дорэм устроил пластинку силами своего рабочего состава под названием 'Jazz Prophets'. Нетрудно догадаться по названию, что группа служила в качестве некоего ответа на легендарный хард-боп коллектив 'Jazz Messengers' Арта Блейки/Хораса Сильвера, в котором трубач имел честь играть. Тем же составом (за исключением того, что на ABC пианиста Бобби Тиммонса подменяет Дик Катц, а во время выступления в 'Cafe Bohemia' к группе присоединяется гитарист Кенни Баррелл) Дорэм спустя месяц учредил пластинку и для Blue Note.
Интересно, что судя по обложке пластинки для ABC-Paramount предполагалось некое продолжение - и действительно в июле того же года состоялась еще одна сессия, однако записанный материал так и остался лежать на полке.
Альбом предсказуемо стал самой дорогой джазовой пластинкой лейбла - сегодня за достойную копию придется отдать порядка 500$. В случае если вы хотите сохранить семейный бюджет при этом не лишая себя прелестей первоклассного хард-бопа советую обратить внимание на двойник, переиздание конца семидесятых под названием 'The Bopmasters'.
За очень сомнительным оформлением скрывается не только альбом Дорэма о котором идет речь выше, но и очень редкая запись альт-саксофониста Сонни Крисса, сделанная для лейбла Peacock в конце пятидесятых.
Quincy Jones - This Is How I Feel About Jazz (1957)
Другим альбомом на который сам Тейлор обращал внимание оказывается фактически дебютная пластинка небезызвестного Квинси Джонса.
Заручившись поддержкой десятка-другого джазовых музыкантов высшей категории (хотя бы Чарльз Мингус, Херби Манн, Арт Фармер, Фил Вудз) Квинси за три сессии смог организовать запись шести мелодий, три из которых были его собственными сочинениями, а вторая половина стандартами, украшенными авторскими аранжировками.
Примечательно, что следующая пластинка, вышедшая под именем Квинси была записана одним февральским днем '57 года. На ней знаменитый на тот момент прежде всего своими аранжировками Квинси переложил ответственность на плечи мастеров с западного побережья и выступил в качестве продюсера и дирижера, альбом же получил название 'Go West, Man!' и не имеет столь однозначно положительного мнения критиков.
Lambert, Hendricks & Ross - Sing A Song Of Basie (1958)
Настоящую же революцию совершили не две вышеупомянутые пластинки, а дебютный альбом вокального трио, состоящего из Дейва Ламберта, Джона Хендрикса и Энни Росс.
Как нередко бывает (вспомнить хотя бы 'Brilliant Corners' Телониуса Монка с многочисленными склейками или ту же 'Kind Of Blue' с опечатками, спутанными названиями композиций и неверной скоростью магнитофона) с записью легендарной пластинки все было не так.
Уже имея в голове блестящую задумку Ламберт и компания никак не могли найти вокалистов для ее реализации - несмотря на высочайший уровень подготовки найденные певцы и певицы упорно отказывались свинговать, что, учитывая материал, игнорировать было попросту невозможно.
Тогда было принято решение попробовать спеть наложением - на тот момент технология была в новинку, с каждой новой записью добавлялся шум пленки, от которого в результате сложных манипуляций все же по большей части удалось избавиться.
Как и спустя несколько лет, в случае с пластинками Impulse!, Тейлору удалось уговорить руководство, что альбом стоит подобных финансово-временных затрат и как показала история оказался полностью прав. Запись выстрелила, сделала трио популярным на всю страну (внимательный глаз отметит, что на пластинке еще нет привычного Lambert, Hendricks & Ross, поскольку Энни выступала в качестве приглашенного гостя) и в целом ввела вокализ в качестве легитимного и популярного джазового поджанра.
Lucky Thompson - Feat. Oscar Pettiford Vol. 1 & 2
(1956, 1957)
Пластинка саксофониста Лаки Томпсона в каком-то смысле напоминает запись Кенни Дорэма, о которой шел разговор выше - стоит она на порядок дороже прочих джазовых выпусков лейбла (при этом все равно очень доступна) и судя по 'Vol. 1' также предполагает наличие продолжения.
На сей раз продолжение действительно имело место - на его обложке мы видим главных действующих лиц в не менее приподнятом расположении духа.
Каждая из пластинок составлена из принципиально разных сессий - одну половину занимает привычный квинтет с тромбоном, а вот на второй Томпсон берется за исследование редкого формата саксофонного трио, где звуки его инструмента дополняет гитара (Скитер Бест) и контрабас (Оскар Петтифорд). Пластинка и без того обладает откровенно 'куловым' звучанием, но на темах в трио это ощущается особенно отчетливо.
Как и в случае с альбомом Кенни Дорэма у вас есть возможность несколько сэкономить и приобрести не оригинал, а переиздание на Impulse!, тем более что в отличие от обсуждаемого выше сборника с записями Дорэма оно еще вдовесок и замечательно оформлено.
Отмеченные два альбома вряд ли можно вписать в классику джаза, однако они настолько любопытны, что ничуть не портят списка.
Oscar Pettiford - In Hi-FI Vol.1 & Vol. 2 (1956-1958)
Получил свои две пластинки на лейбле и мистер Петтифорд, чье значение в истории джаза сложно переоценить - Оскар был одним из первых контрабасистов, которые приняли и стали развивать идеи бибопа. За свою непродолжительную жизнь (умер контрабасист в 1960 году от схожего с полиомиелитом вируса) он учредил с десяток пластинок, принял участие в чуть ли не тысяче записей в качестве сайдмена и написал огромное количество мелодий и аранжировок.
На обложке его второй пластинки для ABC-Paramount можно рассмотреть не только лица знакомых музыкантов, но и чьи-то ноги. Можно подумать, что принадлежат они арфистке Дженет Путнэм (или возможно подменявшей ее Бетти Глэмэн), принимавшей непосредственное участие в записи, однако на деле их хозяйкой является Фрэн Скотт, дизайнер ABC-Paramount и впоследствии лейбла Impulse!
Крид Тейлор продюсировал записи контрабасиста еще за год-полтора до этого для лейбла Bethlehem, на котором, как показало время, вышло наибольшее количество сольных работ маэстро.
Авторитет контрабасиста позволил заручиться поддержкой топовых джазовых музыкантов от Арта Фармера и Джерома Ричардсона до Джиджи Грайса и Томми Флэнэгэна - каждый из них проявляет себя наилучших образом в свежих, нетривиальных аранжировках. Пластинка является прекрасным примером того как может и должен звучать модерн-джазовый биг-бенд.
Ray Charles And Betty Carter (1961)
Несмотря на то, что пластинки Рэя на ABC-Paramount имеют куда более опосредованное отношение к джазу нежели его работы на Atlantic обойтись в подобном списке без наиважнейшего музыканта двадцатого века не получится.
Очень логичным выбором кажется его дуэтная пластинка с бесподобной Бетти Картер - последовавший за ней несомненный шедевр Чарльза 'Modern Sounds In Country And Western Music' к джазу не имеет никакого отношения, а предшествующая работа певицы 'The Modern Sound Of Betty Carter' по моему скромному мнению заметно уступает их совместному альбому.
Несмотря на то, что аранжировками занимался обладатель бесспорного вкуса и большой поклонник джаза Марти Пейч ждать инструментальных соло не стоит, однако возможно именно это отличает альбом от других проектов, над которыми удалось поработать маэстро.
Пластинка насквозь пропитана возникшей между артистами химией, голоса предстают в невероятной форме и переданы таким волшебным образом, что нет никаких сомнений, что сцена разыгрывается в одной комнате со слушателем. Несмотря на несколько слабых, возможно слегка неуместных номеров, альбом приобрел культовый статус и настойчиво требует места на полке с прочими вокальными дуэтами.
Shirley Horn - Travelin' Light (1965)
И наконец, 'last but not least', альбом Ширли Хорн, который мне даже однажды встретился на приличном месте в одной из многочисленных подборок 'ста лучших джазовых пластинок всех времен'. По всей видимости составитель того списка просто не мог не отметить уникальную певицу, чьим талантом восхищался сам Майлз Дэвис.
Тут наилучший момент, чтобы ничуть не стесняясь, сказать, что в этом ваш покорный слуга схож с Майлзом - в точности, как и легендарный трубач я являюсь поклонником творчества госпожи Хорн. В ее дискографии сложно выделить одну пластинку, критики даже утверждают, что свои лучшие альбомы она будто бы выпустила на стыке 80-90 годов, однако 'Travelin' Light' краеугольная уже потому, что оказалась последней записью певицы перед тринадцатилетним перерывом на семейные заботы.
На ней Ширли не придерживается своих фирменных ультрамедленных баллад, а вполне себе, при помощи высококлассных музыкантов, резвится на дюжине нередко задорных номеров. Без баллад, впрочем, не обойдется, а вот для знакомых с ее поздним творчеством, наличие такого количества солирующих инструментов покажется даже непривычным.
Уверен, что представленные пластинки убедят вас в необходимости совершить более глубокое музыкальное погружение в недра ABC-Paramount, лейбла просуществовавшего порядка десяти (1955-1966) лет.
Как известно в 1966 году название 'Paramount' опустили и звукозаписывающая компания стала называться просто 'ABC-Records' - возможно в небольшом тексте я отмечу несколько джазовых записей, выпущенных на лейбле после '66 года, которые не стыдно иметь в коллекции.
А пока на этом все - в следующем тексте речь пойдет про вокальные альбомы ABC-Paramount, на которые стоит обратить внимание.