ПСАЛОМ-ПЛАЧ
Псалом 3 - это утренний гимн. Вступительные строки к этому псалму рассказывают о том, что автор этого псалма Давид и что написан он в то время, когда Давид бежал из Иерусалима от своего поднявшего восстание сына Авессалома (2 Цар. 15—18). Не будучи вдохновенными, эти строки очень и очень древние. Нам не следует так “выкручивать” псалом, чтобы он вписывался в этот подзаголовок; но в силу своей древности они могут служить достаточно надежным руководством к пониманию псалма. В данном случае, ничто в псалме не противоречит вступительным строкам; поэтому мы и будем рассматривать их как правильные. Автор находился в тяжелых и опасных обстоятельствах и из темной долины отчаяния взывал к Богу, начиная свой день.
Чтобы уловить дух псалма, представьте себе Давида низвергнутым царем, который бежит из Иерусалима, своей столицы. Он побежден не кем иным, как своим же сыном. Слава его царства вырвана из его рук - и не чужой силой, а членом его собственной семьи. Он не только потерял царство, но даже его жизнь теперь находится в опасности. Число врагов вокруг него растет подобно готовой поглотить морской волне. Ночь застала его, когда он покидал Иерусалим. Изнемогший от наихудшего из несчастий, уставший от поспешных сборов и бегства, он прилег в расщелине скалы передохнуть. Перед тем как уснуть, Давид обратился к Богу в молитве, доверив Ему свою жизнь, свое царство и свое войско. Разбуженный восходящим солнцем, он приветствовал день этим псалмом.
Мы можем выделить три части в этом псалме: жалоба (ст. 2, 3), размышления над прошлыми милостями (ст. 4-7) и вопль к Богу о помощи (ст. 8, 9). Когда мы попадаем в беду, мы можем следовать этому образцу.
«Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; многие говорят душе моей: “нет ему спасения в Боге”» (ст. 2, 3).
Автор говорит о том, что множество врагов окружило его, заявляя, что даже Бог не сможет помочь ему. Слово “многие” употреблено дважды, чтобы передать тяжелое положение Давида (ст. 2, 3). Но он, однако, не считал свою ситуацию безнадежной, так как помогал ему Сам Бог.
Слова Давида напоминают нам, что если мы вспомним о том, что Бог делал для нас в прошлом, наш страх улетучится, уступив место надежде на будущее, даже когда трудности слишком велики, чтобы человеческие руки могли их распутать. Чего мог ожидать автор от Бога в будущем, исходя из того, что Он сделал для него в прошлом? Как Бог помогал нам на протяжении всех прошедших веков?
I. МОЙ ЩИТ (ст. 4)
«Но Ты, Господи, щит предо мною...» (ст. 4).
Бог был щитом, защитником Давида. В древности щит представлял собой деревянную раму, обтянутую кожей или покрытую металлом. Он защищал человека от стрел, копий и мечей врага. В духовном смысле, Бог обеспечивал такую защиту Давиду. Бог окружил его своим присутствием, силой и провидением.
II. МОЯ СЛАВА (ст. 4)
«...слава моя...» (ст. 4).
Бог был славой Давида. Любая слава или почесть, которую отдают человеку - это дар от Бога. Трон Давида был дан ему Господом. Его известность, популярность, способности, возможности и, следовательно, его успехи были актами благодати и славы со стороны Бога.
III. МОЯ ПОДДЕРЖКА (ст. 4)
«...и Ты возносишь голову мою» (ст. 4).
Бог был поддержкой Давида. Бывают времена, когда поддержать, ободрить не может никто, кроме Бога. Каждый раз, когда Давид разочаровывался в людях и событиях, Бог укреплял его.
Сейчас Давид нуждался в Боге, своей поддержке, в Том, с Чьей помощью он мог вновь поднять голову, больше, чем когда-либо. Он потерял все - даже семью. Число врагов увеличивалось с каждой минутой. К кому мог обратиться Давид? Только к Богу.
IV. МОЯ ЗАЩИТА (ст. 5-7)
«Гласом моим взываю ко Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня» (ст. 5-7).
Бог был защитником Давида. В самых тяжелых обстоятельствах, в долинах испытаний, Давид неоднократно обращался к Нему в своих молитвах, и Бог слышал его (ст. 5). Своим спасением Давид обязан не мечу, не войску и не стратегии человека; его спасением был Всемогущий. Избавление приходило так часто, что он мог сказать, что Бог всегда защищал его.
Это же справедливо и в отношении нас. Бог размещает нас там, где мы находимся, защищает нас там, где мы находимся, и подталкивает нас в другие места, где Он хочет нас видеть. Но только с наступлением вечности мы узнаем, насколько полностью Он нас спас.
С этой убежденностью, что Бог позаботится о нем, Давид закрыл глаза и уснул предыдущим вечером (ст. 6). Нужно иметь сильную веру, чтобы уснуть в то время, когда со всех сторон на нас надвигается опасность, но именно такой верой и обладал Давид. Проснувшись на следующее утро, он обнаружил, что Бог опять защитил его, как Он это неоднократно делал в прошлом. То, что Бог помог Давиду пережить ночь, послужило основанием для его уверенности в том, что Бог его избавит, даже если на него нападут десятки тысяч врагов (ст. 7). Серьезность ситуации не следует определять подсчетом врагов. Ее можно оценить только по тому, как к ней отнесся Бог. Один человек с Богом всегда в большинстве.
Воспоминания о милостях Бога в прошлом не дали страху овладеть сердцем Давида в теперешней критической ситуации. Давид мог рассчитывать на то, что Бог сделает в настоящем то же, что Он делал в прошлом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можете ли вы представить себе ситуацию хуже той, в какой оказался Давид? Три раза он употребил слово селах (ст. 3, 5, 9; см. Современный Перевод), предлагая читателю этого псалма остановиться и подумать.
«Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих, сокрушаешь зубы нечестивых. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое» (ст. 8, 9).
В нужде Давид обратился к Богу с молитвой: он просил Его снова сделать то, что Он делал в прошлом (ст. 8). Обратите внимание на его три просьбы: он просит Бога (1) спасти его, (2) расправиться с его врагами и (3) благословить Свой народ. Когда ваши враги близки к победе над вами, что вы говорите Богу? Что еще можете вы сказать, кроме того, что сказал Давид? “Спаси меня, разберись с моими врагами и благослови Свой народ”.
Форма и слова великих, искренних молитв, как правило, просты: они состоят из обращения к Богу как нашему Избавителю и просьб сделать то, в чем мы отчаянно нуждаемся. Сама молитва - это еще не вера, но когда мы веруем, мы молимся.