Найти тему
Фактор роста

Тоннель Таллин-Хельсинки в обход РФ: неэкономично, но политично. Или пример отношения к России

Оглавление

Строительство самого длинного подводного тоннеля между Таллином и Хельсинки подошло, кажется, к логическому концу. Прямого железнодорожного сообщения между двумя странами-участниками ЕС в обход РФ не будет. Это могло бы быть рядовым событием - ну планировали построить, да не вышло, если бы не одно обстоятельство. Почему 12 лет проталкивался этот проект, хотя экономической целесообразности в нем мало? Неужели все дело в том, чтобы насолить России? Этот факт меня настолько поразил, что захотелось разобраться.

Амбициозный, но красивый проект должен был соединить Эстонию и Финляндию по дну Финского залива.  Источник: картинки яндекса
Амбициозный, но красивый проект должен был соединить Эстонию и Финляндию по дну Финского залива. Источник: картинки яндекса

Слишком дорого, чтобы быть реальностью

Проект активно продвигался мэрами Хельсинки и Таллина еще с 2008 года, несмотря на активное сопротивление профильных министров Финляндии и Эстонии. Заявка на финансирование предварительных исследований и проектирования будущего тоннеля была дважды отклонена ЕС, но это не остановило Таави Ааса, министра экономики и инфраструктуры Эстонии, и Тимо Харакка, министра транспортного развития Финляндии, от подписания меморандума.

По предварительной оценке, стоимость проекта должна была составить 20 млрд евро, что непозволительно дорого для обеих стран. Но, несмотря на это, прагматичные в целом вообще-то страны не отказались от проекта: было принято решение о привлечении частных инвестиций.

Немного цифр

По замыслу, тоннель должен был связать не просто две европейские столицы — он должен был иметь логическое продолжение в виде железной дороги Rail Baltica с одной стороны и арктического коридора прямо до портов Норвежского моря (при условии содействия Швеции) с другой.

Расчеты показали, что при пассажиропотоке в 12 млн людей в год и стоимости билета в один конец не менее 100 евро, строительство могло бы окупиться уже через 17 лет.

Однако такого интенсивного транспортного сообщения между странами просто нет — максимальный пассажиропоток здесь был зафиксирован в 2013 году и составил всего 9 млн людей.

А по стоимости грузовых перевозок тоннель бы сильно проигрывал уже имеющейся здесь воздушной и паромной переправе.

Плюс уже на этапе проектирования могли бы возникнуть проблемы с РФ, так как тоннель должен был проходить в месте уже проложенных “Северных потоков”.

😔 И почему же этот проект продолжали проталкивать Эстония и Финляндия вопреки здравому смыслу?

Логический конец

Общая стоимость проекта превосходила годовой бюджет обеих стран. Поэтому, не получив ожидаемой помощи ни от ЕС, ни от сторонних инвесторов, Эстония просто вышла из соглашения.

Источник: https://www.tert.am
Источник: https://www.tert.am

Так что политически выгодного, но экономически провального тоннеля в обход границ РФ у Европы пока нет, но кто знает, как повернутся события в дальнейшем?

По предварительным подсчетам, в 2050 году можно было бы ожидать и прибыль от проекта, если рассматривать вариант соединения тоннеля и железной дороги Rail Baltica.

Ну а пока ситуация находится в подвешенном состоянии. Что перевесит: здравый смысл или желание насолить России во что бы то ни стало и изолировать ее еще больше?

▶️А как думаете вы?

Желаю хорошего дня 👌 до скорых встреч - читайте новые интересные статьи на моем канале!

Ставьте палец вверх 👍, подписывайтесь, комментируйте 💬 и делитесь публикацией, если было интересно 📢.