Уже в самом начале Великой Отечественной войны на территории нашей страны была вскрыта агентурная сеть немецкой военной разведки (и контрразведки) – Абвера. Советские спецслужбы поставили серьёзную задачу – не просто проникнуть в среду врага, но организовать долгосрочную дезинформацию противника.
Гениальная голова советской разведки, Павел Судоплатов, придумал операцию, которая начиналась фактически на «пустом месте». В приюте Новодевичьего монастыря в Москве нашли кров старые и больные, но ненавидевшие советскую власть единомышленники. Они обсуждали успехи Гитлера на фронте и то, кто может стать новым монархом России, когда немцы выиграют.
Это натолкнуло представителей НКВД на мысль, представить представителям Абвера мифическую тайную организацию в Москве, которая работает против советской власти и ждёт прихода «освободителей». Чтобы всё было правдоподобно, живущим в монастыре монархистам дали идею организовать группу «Престол» против советской власти. Существовавшие в своих мечтах люди с радостью это восприняли. На серьёзный вред они не были способны, но вот в случае появления немецких разведчиков в монастыре выглядели бы достаточно убедительно.
Далее предстояла самая опасная задача – убедить представителей немецкой разведки в существовании подобной группы. Для этого выбрали Александра Демьянова – представителя старинного казачьего рода, который успешно работал с госбезопасностью ещё до войны. Он прекрасно вписался в группу неприязни в монастыре. Затем заявился к ним в военной форме и сказал, что идёт на фронт для того, чтобы перейти к немцам.
Операция «Монастырь» началась. В последний месяц тяжелейшего 1941 года Демьянова привезли под Можайск. Здесь выбрали наиболее спокойный участок фронта, по которому предстояло «перебежать» к врагу. Только никто не знал, что он заминирован.
Обалдевшие немцы увидели, как к ним по минному полю с советской стороны мчится лыжник с белым полотенцем на палке. К тому же, кричал «не стреляйте» он на прекрасном немецком языке. Александру удалось остаться в живых. Но всё только начиналось.
Сначала Демьянова отправили в концлагерь под Смоленском. Но он стоял на том, что должен передать важное сообщение офицерам разведки. К Демьянову применяли самые жёсткие методы воздействия. Наконец вывели на расстрел. Раздался оружейный залп и… Александр почувствовал, что до сих пор жив.
Офицеры Абвера поверили ему. Хотя после этого была ещё масса проверок, но до «расстрелов» больше не доходило. Началось практическое обучение работе с рацией, умению шифровать, будущей работе в Москве. Самое главное, что интересовало Абвер – передвижения военной техники и войск.
Через 2 недели после переброски через фронт, Демьянов вышел на связь из Москвы. Агент, которому наши дали псевдоним «Гейне», а фашисты – «Фламинго», начал свою работу. Тексты шифровок создавали два опытных сотрудника НКВД, часто написанное согласовывали непосредственно со Сталиным.
Приходилось работать крайне осторожно, поскольку на проверку любой дезинформации в любой момент могли послать дополнительного агента. В случае её не подтверждения все усилия пошли бы насмарку. Поэтому приходилось и прогонять картонные макеты танков под брезентом в нужную сторону, и обеспечивать присутствие частей в нужных местах и даже устраивать поджоги на заводах Урала. Разумеется, всё это требовало предварительной быстрой подготовки и колоссального напряжения. В реальности оборонным объектам или людям, конечно, не наносилось серьёзного ущерба.
Не единожды к «Гейне» приходили абверовские курьеры, которых успевали перевербовывать или ликвидировать. Чтобы придать веса сообщениям Демьянова, его устроили офицером связи при штабе маршала Шапошникова. Агент «Фламинго» завоевал у фашистов полное доверие.
После этого стали готовиться к главному. Собирали силы для генерального наступления под Сталинградом. Фашистов нужно было взять в кольцо и уничтожить. Чтобы на это хватило сил, очень важно было оттянуть часть немецких войск на другое направление.
И здесь важнейшую роль сыграл Александр Демьянов. В шифровке, переданной фашистам, было указано, что к Ржеву движутся крупные колонны войск, там планируется наступление, для чего в ту сторону выехал Жуков. Увидев его на позициях, немцы окончательно уверились, что «Фламинго» даёт правдивую информацию. Под Ржев срочно переправили крупные силы врага. Это в значительной степени облегчило наступление и разгром группировки Паулюса под Сталинградом.
Об операции знал очень ограниченный круг людей, и она увенчалась полным успехом. О дезинформации не знал даже Жуков, на что впоследствии сильно обижался на Сталина.
Общий итог радиоигры с немцами:
- Обезврежены 50 диверсантов;
- Арестованы 7 пособников;
- Получены миллионы советских рублей;
- Сталинградская битва увенчалась разгромом 300-тысячной «непобедимой» армии Паулюса.
Руководитель операции Павел Судоплатов и его заместитель Наум Эйтингон были награждены орденами Суворова. Это стало единственным случаем в системе работы органов государственной безопасности.
Александру Петровичу Демьянову вручили орден Красной Звезды. Но его ждали новые дела. У военной разведки на «Гейне» были большие планы.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал