Найти тему
H2LiFE Official

ГОРМЕЗИС ИЛИ ПОЛЕЗНЫЙ СТРЕСС

Оглавление

А такое вообще бывает? Чтобы стресс был полезным? Обычно, при слове «стрессоустойчивость» мы обычно думаем о нападении на нашу центральную нервную систему и воспринимаем стресс как что-то очень неприятное для психики и организма в целом. Стрессовые ситуации в нашем сознании откликаются такими синонимами как «неприятные», «нестабильные», «плохие», «непонятные», «резкие», «неожиданные» и тд.

Но представьте, что существует еще и такой стресс, который может пойти вам и вашему организму на пользу. Как говорил Ганс Солье, основоположник учения о стрессе, — «Стресс – это аромат и вкус жизни. Сама энергия стресса – без знака «плюс» или «минус». Стресс как пламя – может согреть, на нем можно готовить, но оно же может и оставить глубокие ожоги.»

Давайте же представим на секундочку, что не всякий стресс – вреден. У полезного стресса даже есть отдельное название – гормезис или эустресс.

Гормезис – это стимулирующее действие умеренных доз стрессоров. В малых дозах стресс может положительно влиять на здоровье.

Порванные мышцы, воспаление, отёк и боль — привычные последствия хорошей тренировки. Тем не менее спорт и физическая нагрузка оказывают положительное влияние на здоровье. Схожий эффект наблюдается у широкого спектра различных негативных воздействий: от радиации и тяжёлых металлов до голодания и вакцинации. То, что в больших дозах убивает, в малых делает нас сильнее. Это как нельзя точно и описывает такое явление, как гормезис.

Сейчас приведу еще несколько примеров, чтобы закрепить понимание, чем же является этот новый для вас термин.

Одна из разновидностей гормезиса, наиболее широко изученных на животных, — голодание или длительное снижение калорийности пищи. Многократные исследования, первые из которых были проведены ещё в 1950-х годах, продемонстрировали, что продолжительность жизни грызунов увеличится почти в два раза, если на долгое время ограничить количество потребляемых ими калорий.

Причём чем больше ограничение, тем лучше выражен эффект: снижение суточной нормы калорийности на 30% приводило к 20—30-процентному продлению жизни у крыс или мышей, а урезание калорий вполовину продлевало жизнь голодающих животных на 40—50%.

Также удалось зафиксировать положительный эффект от другого вида гормезиса — температурного. В 2015 году было опубликовано широкомасштабное популяционное исследование, продемонстрировавшее, что риск смерти для финских мужчин, парившихся в сауне хотя бы четыре раза в неделю, снижался на 40%, а риск сердечно-сосудистых заболеваний — более чем вдвое. А вот целесообразность противоположного вида температурного гормезиса — так называемой криотерапии — пока находится под большим вопросом. Это, впрочем, не мешает ему пользоваться популярностью, особенно среди профессиональных спортсменов, которые полагают, что криотерапия как минимум помогает им восстанавливаться.

Photo by Samantha Hurley from Burst
Photo by Samantha Hurley from Burst

Теперь рассмотрим более широко понятие полезного стресса.

Полезный стресс – это краткий и управляемый стресс, с возможностью адекватного восстановления. В повседневной жизни хорошим для нас стрессом могут служить умеренные тренировки или контрастный душ. Психологический стресс также полезен время от времени, так как он заставляет наше серое вещество работать быстрее, и, соответственно, является катализатором изменений. Когда тело и психика адаптируются к нагрузке, мы становимся сильнее, а опыт преодоления стрессовых ситуаций оказывается полезен в будущем. Уже упоминаемый мной выше Ганс Селье считал, что избегать нужно не стресса, а истощения от него.

Рассматривая стресс как нашего товарища, мы можем научиться перерабатывать все неприятные ситуации с пользой для себя. В статье про ожидания я писала про гибкость сознания. Собственно, гибкость сознания можно развить с помощью неожиданных ситуаций, таких, когда жизнь, буквально, выдергивает из-под вас ковер и вам нужны опорные точки для того, чтобы стабилизироваться. Опорной, в дальнейшем, точкой может служить как раз переработка положительного стресса в свою пользу и превращение препятствий в достижения целей.

Если нет в жизни напряжения, то нам, попросту, становится скучно. Энергия стресса – как волна, на которой вы можете прокатиться и силу которой можете использовать. Любовь к изменениям – это вкус к жизни. Исследования показали, что те, кто пережил ряд опасных ситуаций, более счастливы, чем те, кому полностью удавалось избежать стрессовых ситуаций.

Если мы воспринимаем стресс как врага, то именно негативное восприятие может сыграть с нами злую шутку, от которой, поверьте, будет совсем не смешно. Негативный подход к ситуации может сработать как эффект «ноцебо» (антиплацебо). Всякий раз, как вы преувеличиваете опасность и возводите свое беспокойство в абсолют, риски для здоровья увеличиваются в разы. Изменив своей отношение к происходящему мы изменим и наше отношение к происходящему, тем самым снизив негативное воздействие стресса. Если мы сфокусированы на негативных ожиданиях, то это может сыграть роль «самоисполняющегося пророчества», когда наши ожидания приводят к неадаптивной реакции, и убеждают нас в истинности наших представлений («я же говорил»).

Для успеха в жизни нам нужны гибкие нейронные связи, потому что нам нужно не учиться, а переучиваться. На это особо обращал внимание американский футуролог Элвин Тоффлер: «Неграмотными в XXI веке будут считаться не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Так, для многих японских фирм характерна ротация и переучивание персонала новым специальностям каждые 3-5 лет.

Дело в том, что переучиваться намного сложнее, нежели учиться чему-то новому. В процессе изучения одного и того же материала или предмета наши нейронные связи становятся крепче. Вроде бы звучит хорошо, неправда ли? На самом деле, это не так.

Доказано, что способный на более эффективное обучение мозг обладает гибкостью и способностью сходу перестраивать соединения с целью усвоения новых знаний – это называется высокая нейропластичность. Излишняя «жесткость» нейронных путей связана с худшей обучаемостью.

Как известно, стресс вызывает снижение количества нервных связей (без гибели нейронов) – вот это звучит не очень.

В какие-то моменты именно снижение количества нервных связей предстает для нас благодатной почвой для изменений, ведь оно приводит к формированию «свободного поля». В старых восточных фильмах, если вы помните, учитель сначала ввергает ученика в стрессовое состояние, а только потом начинает обучение. Почему он это делает? Цель – это использование стресса для ослабления обычной хватки привычек и создание «поля для изменений». Действительно, значимые изменения личности редко происходят сами по себе, как правило, их источником является серьезный стресс.

Этот феномен получил название «посттравматического роста», когда у человека происходит переоценка ценностей, осознание ценности жизни в целом, возникает «готовность к действиям», обнаруживаются новые возможности и по-другому оцениваются личные качества.  Если мы сохраняем контроль, чувство собственного достоинства и эффективность, стремление найти осмысленную цель в жизни, позитивные эмоции и чувство юмора, поддержку близких, то нам намного легче получить пользу от стресса.

Некоторые ученые даже выдвинули концепцию «второго рождения» о том, что для радикальных изменений в жизни, для развития лидеров необходимо воздействие травмирующих событий, меняющих взгляды, приводящих к озарениям и переосмыслениям.

Некоторые люди уверены, что если избегать стресса, то это положительно скажется на их эмоциональном здоровье. Мол, нет стресса – нет проблем. Но это так не работает, увы и ах. Если мы будем избегать стрессоров, то наша чувствительность к стрессу только возрастает.

«То, что не убивает, делает нас сильнее»

Для нашего тела полезным является и дозированное действие различных вредоносных факторов. Они стимулируют защитные силы и восстановление организма, улучшают здоровье. К ним относятся физические тренировки, пищевые ограничения (фастинг и голодания), холод (разные виды закаливания), тепловые факторы (сауна), изменение содержания кислорода (гипоксические тренировки или гипербарическая оксигенация, гипоксия на тренировке, ныряние, подъем в горы), воздействие на тело (иглоукалывание, массаж, даже царапина и синяк) и даже ионизирующая радиация.

Как ни парадоксально, но оказалось, что работники атомных станций имеют в два раза меньший риск рака. В терапевтических целях применяются радоновые ванны.  Некоторые соединения в продуктах питания, такие как полифенолы, тоже стимулируют гормезис – и это уже будет фитонутриентный стресс: например, кофеин в растениях работает как яд, для защиты от насекомых, но этот объем «яда» оказывает на человека бодрящее воздействие. Или силимарин – вещество, содержащееся в плодах расторопши, – влияет на печень человека и является гепатопротектором.

Если вы желаете быть действительно стрессоустойчивым человеком и смотреть на все проблемы не как на проблемы, а как на задачи, которые можно решить большим количеством разных способов, то вам придется «тренировать» свои нейроны в голове. А для тренировки как нельзя хорошо подходит именно практика переживаний стрессовых ситуаций. Вы ничего не добьетесь, если будете вечно сидеть в комнате с поролоновыми стенами и думать, что когда-нибудь этот мир станет более-менее простым и открытым, без триггеров и неприятностей. Это — иллюзия, в которую хочется верить, но, рано или поздно, как и все иллюзии, она растворится в воздухе, оставив вас в той самой ситуации, в которую вы так не хотели попадать. И поверьте мне, уж лучше вы будете готовы к любым жизненным сложностям и справитесь с ними как воин, с достоинством и высоко поднятой головой, нежели вы превратитесь в рыбу-каплю и растечетесь при малейшем давлении со стороны. Давайте же научимся быть стойкими и осознанными в любых жизненных перипетиях, не сдаваться, действовать четко и логично даже в самых неожиданных обстоятельствах, извлекать из всего происходящего пользу для себя. Давайте возьмем свою жизнь под контроль и научимся быть сильными, когда это необходимо, ибо «жизнь — это не ожидание того, что шторм закончится; жизнь — это учиться танцевать под дождем».