Замужество Ольги было неудачным. Муж любил выпить, а алкоголь пробуждал в нём не самые добрые инстинкты. Развестись она решила, когда сыну едва исполнилось три года: понимала, что ребёнок не должен видеть, как отец поднимает руку на женщину.
Узнав о том, что она подала заявление о разводе, муж сильно напился и избил её так, что она оказалась в больнице. Выбора у неё не было — пришлось сказать правду. Врач сообщил о побоях в милицию, а там, как известно, умеют доходчиво объяснять тем, кто распускает руки, как себя вести. После этого случая муж не трогал её, но жить в одной квартире с человеком, который спивается и деградирует Ольга не могла.
На работе посоветовали снять жильё и даже сказали к кому обратиться. Бухгалтер из другого отдела сдавала квартиру сестры, уехавшей на заработки за границу. Галина была эффектной ухоженной блондинкой неопределённого возраста. Когда коллеги сообщили, что ей уже за пятьдесят, Ольга очень удивилась. Женщина не хотела сдавать добротную квартиру с ремонтом совершенно незнакомому человеку, и возможность поселить туда коллегу по работе её устраивала.
Сняв квартиру, Ольга привыкала к другому укладу жизни, обживала своё новое временное жилище, и пока не догадывалась о новом ударе судьбы: вскоре выяснилось, что она беременна.
Ольга была очень удивлена неожиданному звонку Галины:
— Слушай, Ольга, я так думаю, тебе нелегко оплачивать квартиру, одной, с ребёнком. Заработать хочешь?
Ольга не знала, что ответить и после затянувшейся паузы снова услышала голос Галины:
— В Польше на продаже спиртного и сигарет можно хорошо заработать. У нас сегодня вечером как раз в машине место оказалось свободным. Паспорт у тебя есть?
У Ольги был паспорт. Полгода назад она ездила к подруге в Германию, та была по национальности немкой и уже лет пять жила за границей.
— Ну, так что? — Галина ждала ответа.
Ольга после последних кардинальных перемен в жизни находилась в весьма затруднительном материальном положении. Она знала, что многие ездят в Польшу заработать, предложение было заманчивым, и она согласилась.
Сына она оставила с матерью, купила нужный контрабандный товар и во второй раз в жизни отправилась в заграничное путешествие.
Первая поездка была очень удачной, она, почти не прикладывая особых усилий, на перепродаже спиртного и сигарет получила хорошую прибыль. За четыре поездки в Польшу она имела месячную зарплату.
Иногда на таможне у неё находили бутылку или несколько пачек сигарет, но в основном ей везло. К тому же, как выяснилось, она была способной ученицей, с каждым разом умудрялась прятать товар всё искуснее. Всё более округлявшийся живот становился заметнее и чаще всего её вообще не проверяли.
Но свою последнюю поездку Ольга запомнила надолго.
Галина предложила пересечь границу дважды. В первый раз они оставили вещи и товар в камере хранения на польской территории и вернулись обратно за новой партией. На границе, в магазине беспошлинной торговли купили импортные сигареты и водку «Распутин»: она у поляков пользовалась особым спросом. Обратно в Польшу хотели вернуться с одним из многочисленных перевозчиков топлива. Этот нехитрый бизнес был популярен на приграничной территории. Всего то и нужно: съездить в выходные с полным баком бензина за границу и продать его там по цене ниже европейской, но много дороже белорусской и иметь на этом хороший доход. За проезд через границу такие бизнесмены брали недорого, но у тех, кто просился на такого рода «подсадку» в чужую машину, контрабандного товара должно было быть не больше разрешённой для перевоза нормы. Никто из водителей не хотел рисковать и возвращаться обратно со штампом в паспорте о нарушениях и ещё раз стоять полдня в длинной очереди на границе.
Когда возвращались из Польши в Беларусь в чужой машине, их попутчиком оказался разговорчивый, весёлый дальнобойщик. Как известно, зарабатывают они хорошо. После пересечения границы мужчина пригласил своих попутчиц в кафе. На белорусской территории у границы их было немало. В большой и длинной очереди, среди ожидающих заветного разрешения на выезд из страны, всегда находились желающие подкрепиться и выпить. Горячее жареное мясо вместе с пюре выглядело очень аппетитно. Вид еды на большой красивой тарелке сразу поднял Ольге настроение. От спиртного она отказалась, а Николай — так звали мужчину — заказал для себя и Галины коньяк.
Алкоголь быстро подействовал на обоих. Галина заразительно хохотала, когда Николай рассказывал свои шутки и анекдоты, она улыбалась мужчине и жеманно строила глазки. Когда съели отбивные, Николай купил обоим шоколад и заказал кофе и мороженое. Ольга отлучилась в туалет, а когда вернулась, Галина отвела её в сторону и просто ошарашила своими планами:
— Николай меня в гости зовёт. Ну, сама понимаешь, такой шанс в моём возрасте нельзя упускать. Прокачусь с ним в Гродно, а утром вернусь.
— Галь, а как же я, что я буду делать здесь одна ночью? Ведь надо успеть вещи забрать из камеры хранения до полуночи, ты же сама говорила, что, если этого не сделать сегодня, то придётся не за два часа платить, а за сутки. Мы ничего не заработаем.
— Есть вещи, которые дороже денег, — рассмеялась Галина и уехала с Николаем в Гродно.
Ольге ничего не оставалось, как возвращаться одной в Польшу. Она ещё могла успеть к нужному времени на вокзал.
В пустую машину она побоялась садиться ночью одна: разные бывают водители. Почти у самой границы Ольга нашла свободное место в иномарке, за рулём которой сидела женщина. Таможня, несмотря на позднее время, работала хорошо и границу прошли быстро.
До двенадцати она успела. Но что она будет делать одна с двумя большими сумками? Ночь пришлось провести на вокзале. В небольшом здании было пустынно. В углу на скамейке спал какой-то мужчина бомжеватого вида. Она тоже в какой-то момент задремала и проснулась оттого, то кто-то толкнул её в плечо:
— Вудка е?
Перед ней стоял прилично одетый в белые брюки и красную куртку мужчина.
Ольга отрицательно покачала головой: мужчина не внушал ей доверия.
Вдруг в его руках сверкнуло лезвие ножа. Внутри Ольги всё похолодело. Она раскрыла молнию дорожной сумки и достала дрожащими руками лежавшую сверху бутылку «Распутина».
— Паперосы?
Она протянула пачку сигарет. Мужчина молча развернулся и вышел.
Ольга расплакалась.
Начинало светать. Нужно было ехать в какой-либо город на рынок, чтобы продать товар. Она одна, беременная, с двумя тяжёлыми сумками, как она справиться? Но тащить эти сумки обратно домой было ещё сложнее.
Ольга уже подошла к кассе, собираясь купить билет, когда в маленький безлюдный вокзал вошла Галина.
— Как хорошо, что я тебя нашла!
— Как провела время? — обижено и с вызовом спросила Ольга. – Может Николай предложение сделал?
— Даже телефон не спросил, скотина. У него такая дура как, я в каждой поездке новая. Да не сердись Оля, ну выпила баба старая, захотелось молодость вспомнить.
В Белостоке они тогда выгодно и быстро всё продали и вернулись домой с большой прибылью.
Но на заработки в Польшу Ольга больше не поехала. Желания заработать легко и быстро у неё больше не было. Она оценила народную мудрость и поняла, что лучше жить в бедности, чем умирать от страха в погоне за сытой жизнью и богатством.