Поводом к написанию этой статьи стала ситуация, которую я наблюдала в холле бассейна, в ожидании тренировки.
Мама общается с дочкой, которой на вид лет около пяти. Девочка, у которой не получается построить ровный домик из кубиков (в игровой комнате перед бассейном), задаёт массу вопросов и получает на них несложные однозначные ответы.
Я сейчас даже не про отсутствие заинтересованности взрослого в разрешении детской проблемы, хотя это тоже немаловажно.
Я говорю о том, что их беседа носит формальный характер. И даже допуская, что женщина устала (ситуация происходит вечером) и просто не в состоянии отвечать на детские вопросы, опыт работы подсказывает, что эмоционально-тёплого общения между ними не бывает и в другое время.
Хуже всего, что у такой категории родителей вопрос общения с ребёнком остро встаёт значительно позже, когда ребёнок вступает в подростковый период, перестаёт быть послушным, начинает высказывать свою точку зрения.
В подобном случае внезапно начать общаться, а тем более выстроить доверительные отношения, нереально.
И если мужчинам по природе свойственно начинать полноценное общение с ребёнком лишь тогда, когда малыш проявит свою личность, то для матери это естественное состояние.
Часто наблюдаю, как мамы малышей очень много времени проводят в активном взаимодействии. Но по мере взросления ребёнка время и качество общения значительно снижаются.
Понимаю, что сложно отвечать на детские вопросы постоянно, особенно в период «Почему?», когда вопросы льются нескончаемым потоком. Именно поэтому предлагаю способ, который помогает:
- во-первых, начать активно взаимодействовать, не расходуя при этом массу энергии.
Не секрет что конструктивное общение требует не только ответа на вопрос, но и подробного разъяснения. Кроме того, важно подбирать слова, с помощью которых мы стараемся объяснить что-либо.
И это необходимо не только для того, чтобы он понял, но и для того, чтобы не поселить неверные установки в детском подсознании. На эту тему в ближайшее время я напишу отдельную статью.
- во-вторых, предлагаемый мною метод активно развивает психические процессы. Здесь задействованы память, внимание, мышление, осваивается навык сопоставления и анализа информации.
Важно то, что не имеет значение, в каком возрасте ребёнка мы начнём применять этот метод: дети с удовольствием погружаются в него, закрывая потребность в общении с родителем.
Способ заключается в том, чтобы задавать ребёнку встречные вопросы, начиная от односложных: «А ты сам, как думаешь, почему?» и «Как считаешь, что можно сделать, чтобы решить проблему?».
Здесь не столько важно, что именно он ответит, сколько то, как активно он будет вовлекаться в процесс.
Смысл метода заключается в том, чтобы на каждый ответ ребёнка задавать следующий вопрос. По сути так делают сами дети. Это отлично развивает способность активно мыслить и ребёнку напоминает забавную игру. Главное не превращать этот процесс в допрос, общаться доброжелательно.
В результате дети (знаю на собственном опыте и опыте тех, кто последовал рекомендации) начинают высказывать интересные мысли, грамотно и логично рассуждают, удовлетворяют (повторюсь) потребность в общении, а взрослый, при этом, экономит массу сил и энергии.
А какие методы общения с детьми используете вы? Пишите в комментариях, подписывайтесь на канал, ставьте лайки.
#саморазвитие #самопознание #семья #психология отношений #отношения