Найти в Дзене

Отличник не равно олимпиадник

На днях совершила удивительное открытие. Многие воспринимают отличные школьные оценки, как величайшее достижение. За мной тоже такое водится. Средний уровень детей, с которыми работаю, довольно низкий. Когда им удаётся получить "пятерку", это достижение. Но их личное. В командном зачёте пятерки это норма.

Отличные оценки показывают, что ребенок освоил школьную программу. Во всей своей массе, то есть на том уровне, на котором это предполагалось. Будем честны. Школьная программа по любому предмету не содержит чего-то экстраординарного. Это доступный материал, который под силу освоить любому ребенку.

Конечно, есть разница в уровне школ и требованиях, которые предъявляют. Например, в гимназиях и лицеях или школах, в которых работают именитые учителя. Чтобы попасть в такое место, нужно пройти отбор. Иными словами, существует критерий, по которому оценивают шансы ребенка с успехом закончить соответствующее заведение.

В остальных же учреждениях, программы стандартные. По силам. Если ребенок получает низкие баллы, значит у него пробелы в усвоении материала. Их нужно устранять. По возможности и по желанию. В норме, все дети должны получать "пятерки". Да, так никогда не будет. Хотя бы из-за того, что исчезнет конкуренция между детьми. А эта мощная мотивация, которую стоит сохранять.

С другой стороны, есть дети, которые в состоянии освоить материал вне программы. Обычно не по всем предметам, а выборочно. Что-то их зацепило и они готовы часами сидеть и заниматься. Именно для них существует олимпиадный уровень. Опять же это помогает сохранить конкуренцию, а следовательно мотивацию к учению.

В классе такому ребенку скучно. Скорее всего, он уже разобрал весь учебник самостоятельно и еще что-то дополнительно. Когда он приходит в кружок по подготовке к олимпиадам, попадает в среду таких же детей. Здесь ему придётся напрягаться, чтобы достичь вершины.

Интересно, что дети более адекватно оценивают свои силы. Пока родители или учителя стремятся затолкать ребенка в какой-нибудь кружок или на олимпиаду, он отчетливо понимает, что ему там не место. Нет в нём того "движка", который заставил бы его лезть на вершину научных достижений. И это не хорошо и не плохо, это факт.

Безусловно, такого ребенка можно натренировать на решение олимпиадных задач и он будет выдавать результат. Боюсь только, что без удовольствия, а через страх и страдание.