Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Листая старые журналы - “Сердце, открытое людям“, журнал “Гражданская авиация” №6 за 1984 год

В журнале “Гражданская авиация” №6 за 1984 год была опубликована статья А. Ларенок - «Сердце, открытое людям». В статье рассказывалось о командире самолета Ан-2 Чарджоуского авиапредприятия, депутате Верховного Совета СССР - Н.Х. Саидове. Автор интересно рассказал о стремление Саидове связать свою судьбу с небом. Ниже читателю предлагаю ознакомиться с рассказом о Наркулы Саидове:

“Сердце, открытое людям“

Проходившая недавно в Кремле первая сессия Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва вновь убедительно продемонстрировала, что политический курс нашей ленинской партии пользуется горячей всенародной поддержкой. Полномочные представители народа - депутаты Высшего органа государственной власти Страны Советов - собрались на сессию, вооруженные четкой программой действий. Она изложена в решениях апрельского Пленума ЦК КПСС, в речи на нем товарища К.У. Черненко.

Труженики нашей отрасли гордятся тем, что в выработке важнейших для судеб страны решений принимали участие представители дважды орденоносного Аэрофлота - депутаты Верховного Совета СССР Б.П. Бугаев, министр гражданской авиации; А.С. Каледин, командир корабля Ил-86 Внуковского производственного объединения; Н.Х. Саидов, командир самолета Ан-2 Чарджоуского авиапредприятия.

В нашем журнале уже рассказывалось о трудовой деятельности и общественной деятельности авиаторов-депутатов. В этом номере вниманию читателей предлагается еще один очерк. Он посвящен депутату Верховного Совета СССР Н.Х. Саидову.

Саидовы не так уж часто собираются вместе. Но на этот раз случай для этого представился прямо-таки исключительный: младший из сыновей почтенного Худайберды Саидова - Наркулы - избран депутатом Совета Союза Верховного Совета СССР по Чарджоускому избирательному округу Туркменской ССР.

За дастарханом главы семьи собрались все его сыновья: Авлиякулы, Джумакулы, Умаркулы, Алтыбай, Наркулы. Пришли с женами, детьми. Пришли, чтобы разделить большую радость, поздравить общего любимца - Наркулы. Поздравляли собравшиеся и главу семьи, который вырастил таких сыновей. А потом Худайберды попросил все выйти во дворик своего дома. Подошел к развесистой чинаре, буйно зеленевшей под упругими порывами теплого ветра с Амударьи, и сказал:

- Тоненьким прутиком было это дерево когда я пришел работать в аэропорт. Кто бы мог подумать тогда, что и наше семейное дерево, подобно этой чинаре, поднимется так буйно и даст целую династию авиаработников...

Он помнит, как в начале 1926 года из Бухары в Чарджоу прилетели четыре самолета. Даже фамилии пилотов запомнились: Петров, Поляков, Боженок и Комаров. Эти сказочные, по его представлению, крылатые богатыри летали в Хиву и Душанбе. Случалось, что и в Ташкент. Время было неспокойное - зверствовали басмаческие банды. Вот почему пилоты и механики были прикомандированы к отрядам Туркменского военного округа, участвовали в боевых операциях против басмачей. Против врагов революции воевал и отец Худайберды.

Прошли годы. Росло и крепло авиапредприятие: пополнялось новыми самолетами, строились авиагородок, аэровокзал, ангары, взлетно-посадочная полоса, одна из лучших среди аэропортов среднеазиатских управлений гражданской авиации гостиница. Немалая заслуга в этом была ветеранов предприятия. И прежде всего, его командира - заслуженного пилота СССР Сергея Филипповича Лазарева, который трудился здесь добрых два десятка лет. Командир ни раз видел, каким восторженным блеском загорались глаза Худайберды, и он наблюдал за тем, как крепкие парни занимали места в кабинах самолетов и вертолетов.. Ему так хотелось взглянуть на отчий край сверху.

Наркулы Саидов
Наркулы Саидов

- Что, Худайберды-ага, - всякий раз улыбался Лазарев, - все мечтаешь о небе? Поздно, дружище... Давай готовь сыновей. У тебя славные, трудовые ребята. Из них выйдет толк.

Сергей Филиппович знал, что у Худайберды большая семья - пятеро сыновей и дочь, а работает он один, приходится ему нелегко. Радовало главу семейства, видя, что подрастают настоящие мужчины.

Один из братьев - Джумакулы, когда подрос, стал работать в аэропорту электромехаником. Мечту Худайберды о небе первым осуществил сын Алтыбай. Его, как и других братьев, тянуло в авиацию. Семья жила возле аэродрома, ложилась спать и просыпалась под звук авиационных двигателей. Нередко вместе с отцом ходил он в авиационно-техническую базу, на стоянки самолетов. Наверное, поэтому в ожидании призыва в армию Умаркулы некоторое время работал авиамехаником. А потом армейская служба. Письма от Умаркулы читали обычно по вечерам всей семьей. Особенно памятным был день, кога на отца пришло письмо от командира части в котором, в частности, говорилось; "Дорогой Худайберды Саидович! Вы можете гордиться своим сыном. В короткий срок он стал специалистом высокого класса. В любой обстановке проявлял находчивость, хладнокровие... И что особенно ценно в молодом воине - это стремление поделиться с товарищами своими знаниями..."

- Молодец, - улыбался отец. Помнит мой завет: все сердце отдал людям! И вы это запомните, дети.

После армии Умаркулы поступил в летной училище гражданской авиации, окончил его с отличием. Вернувшись в Чарджоу, начал летать вторым пилотом на Ан-2. Поздравить его с первым полетом на Каракумами пришла вся семья Саидовых.

"А какой дорогой по жизни пойдет младший - Наркулы?" - задавал себе вопрос Худайберды. Как и его братья, он рос любознательным, смышленым парнем, готовым всегда помочь старшим, товарищам по школе. Как и его братья, Наркулы больше всего любил в свободное время мастерить модели самолетов, приходить в аэропорт и смотреть, как взмывают в знойное небо самолеты и вертолеты. Ему казалось в такие минуты, что жизнь становится полнее и интереснее. Он поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации, после окончания которого получил назначение в Красноводск.

...Немногим более шести лет назад Наркулы вернулся в Чарджоу. У него был уже немалый опыт полетов в пустынной местности. Бескрайние Черные пески он знал, как линии на своих ладонях. Наркулы завоевал авторитет среди товарищей, его избрали секретарем комсомольской организации авиаколлектива.

Звание вожака молодежи ко многому обязывало, и он старался всегда быть впереди. В этом немалую помощь нму оказали братья. Их опыт полетов в Каракумах, прогрессивные методы обработки полей Саидов-младший взял на вооружение. А потом и сам стал смелее внедрять новшества, летая над пашнями: совмещенный метод обработки полей, полеты с отклоненными закрылками, малообъемное опрыскивание...

Вскоре ему вручили почетный знак "Молодой гвардеец десятой пятилетки".

Добрая слава шла о молодом авиаторе, теперь уже командире самолета. В нем видели не только специалиста высокого класса, но и умелого руководителя. С ним хорошо работалось вторым пилотам, особенно во время выполнения специальных рейсов над безориентирной местностью - на буровые, к чабанам отгонных пастбищ, на патрулирование газопровода... Полеты над пустыней относятся к полетам в сложных условиях, и Наркулы готовится к ним очень тщательно: скрупулезно отмечает на карте характерные ориентиры, имеющиеся по маршруту (караванные тропы, колодцы, такыры), проверяет, в порядке ли бортовое снаряжение, аварийная радиостанция, сигнальные средства, а также запас продуктов питания и питьевой воды. Несмотря на то, что нынче в Каракумах чаще увидишь вездеход, самолет или вертолет, чем верблюда, полет над пустыней - серьезный экзамен для пилота. Об этом всегда помнит Наркулы. Его часто ставят в пример и другим авиаторам.

...Когда комсомольцы и молодежь авиаколлектива принимали дополнительные обязательства в честь шестидесятилетия образования Туркменской ССР и 60-летия Компартии Туркменистана, первым взял слово Наркулы.

"В решениях февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС указан четкий курс для всего нашего народа, для каждого из нас. Я взвесил свои возможности и решил выполнить план оставшихся месяцев 1984 года к юбилею республики. Достичь таких же рубежей призываю своих товарищей. Охотно помогу им всем, чему научился, поделюсь всем, что знаю..."

Вот такой он, командир самолета Ан-2 из Чарджоу - депутат Верховного Совета СССР Наркулы Саидов. Заповедь отца - отдай сердце людям - он свято несет через жизнь.

© А. ЛАРЕНОК

Источники:

1. А. Ларенок - "Такая у него работа", журнал "Гражданская авиация" №5 за 1984 год