"Сирены Титана", второй роман Курта Воннегута - кроме того, что это лучшая отправная точка для изучения романного творчества Воннегута - здесь как раз зарождаются будущие мотивы, герои, сюжеты и нарративы, возникающие снова в его последующих романах; это еще и отличный способ подглядеть, как Воннегут управляется с научной фантастикой. При всем юморе и отступлениях от канонов жанра сатира Воннегута организуется не над фантастикой а с помощью её. Многосложное действие становится не только мистическим путешествием современного героя, прошедшего сквозь "врата Алисы" в полную трагических и комических поворотов свою новую судьбу, но что гораздо более важно - особым языком раскрывающим читателю мировидение Воннегута, методом помогающим автору и читателю вместе исследовать устройство вселенной
На каркасе, созданном тропами и приемами научной фантастики Воннегут развивает мотив путешествие - одну из старейших метафор человеческого бытия, в ключе, который превращает ее в антипутешествие. Имеющий на момент начала романа все герой последовательно и вопреки всем его усилиям теряет весь свой мир и собственную цельность, приходя в результате случайной и нелепой зависимости от чужой механической воли к смерти, получая в награду за роль вынужденного избранного-посланника только галлюцинаторное примирение со всеми настигшими его катастрофами.
Присущий приключенческому жанру традиционный философский поиск смысла жизни деконструируется в вопрос смысла себя в окружающей жизни. Малаки Констант исследует для чего что-то происходит с ним и каждый раз терпит все более сокрушительное поражение, финальный твист и вовсе лишает жизнь Константа какого-либо сакрального смысла. Его первоначальное убеждение, что кто-то там наверху любит его и поэтому всячески благоволит его начинаниям - самым трагическим образом разоблачается:
- Я жертва цепи несчастных случайностей, как и все мы.
- Жертва цепи несчастных случайностей, вот как? А какую из этих случайностей вы назвали бы самой значительной?
- Надо подумать.
- Я избавлю вас от труда. Самое главное несчастье, которое с вами стряслось, - то, что вы родились на свет.
Однако там, где образность научной фантастики позволяет Воннегуту почти не ограниченную свободу в разделении своего пессимистического видения с читателем, та же фантастика защищает читателя от угнетающего действия этого бескомпромиссного и реалистичного взгляда. В контексте сказочности фантастики идея случайных сил, полностью контролирующих человеческие жизни, не воспринимается настолько же пугающей и гнетущей, как когда она основана на реальных исторических событиях. "Сирены Титана" при всей своей художественной силе гораздо более милосердны к читателю по сравнению с романами "Мать Ночь" или "Бойня номер пять". Тем не менее и простой беллетристикой «Сирены Титана» от этого не становятся. Вопрос существования индивида в хаосе мироздания хоть и рассматривается на утрированных до юмористичности примерах, но никуда не исчезает. В реальности или в сказке, хаос существования по Воннегуту не некая стороння сила, которую бы возможно избежать при желании, а неотъемлемая часть человеческого бытия. То, что и делает существующую в мире личность человеком.
Подписывайтесь на наш канал в телеграм: https://t.me/HustonDymaniac