Всем привет!
Московский завод им. Лихачева (ЗИЛ) во времена развития СССР выпускал десятки тысяч средних грузовиков. Однако этот же завод пытался являть стране и прекрасное – автобус ЗИЛ-118, или «Юность». О нем-то я сегодня и расскажу.
История нашего героя началась во время хрущевской оттепели, когда в СССР впервые стали бороться с привилегиями чиновников. Личными автомобилями стало владеть далеко не все партийное руководство, в результате чего выпуск тогдашних представительских седанов – ЗиС-110 и ГАЗ-12 ЗИМ резко сократился, а уже выпущенные экземпляры отправлялись на скромную службу в такси.
Такая борьба оказалась пагубной для части московского завода ЗИЛ, специализировавшейся на представительских автомобилях, поскольку заказов на производство нового лимузина ЗИЛ-111 стало гораздо меньше, а себестоимость машин стала заоблачной.
Единственным выходом из положения считалось создание на базе узлов и агрегатов лимузина автомобиль для народного хозяйства. В 1959 г. инициативная группа молодых специалистов выдвинула идею разработки микроавтобуса на основе ЗИЛ-111, однако руководство завода не поняло задумку, и работы над будущим красавцем практически «ушли в подполье».
Конструкция автомобиля многократно подвергалась переделке, и лишь в 1962 г. был создан окончательный вариант. В том же году начались испытательные пробеги «Юности» в разных климатических условиях, в результате которых машина показала себя вполне жизнеспособной. Однако решающим событием стало представление модели самому Н.С. Хрущеву. Он высоко оценил «Юность» и назвал ее «народным автомобилем».
Интерьеру «народного автомобиля» значения придавалось не меньше, чем внешнему виду. Мягкие сидения и напольный ковер делали из салона целое произведение искусства:
У водителя же была отдельная дверь, но рядом с ним было никого не посадить, мешал капот, под которым скрывался двигатель объемом около 6 л и мощностью 150 л.с.
Само по себе водительское место тоже стильно, а главное функционально. В распоряжении шофера были комбинация нескольких приборов, гидроусилитель руля, автоматическая КПП и радиоприемник.
В 1963 г. планировалось запустить 118й в серийное производство, однако загруженный завод им. Лихачева не мог освоить новую продукцию, а строительство нового завода в семилетнем плане не значилось. Поэтому до 1968 г. было собрано всего 20 экземпляров этого микроавтобуса. Однако они продолжали показывать себя: в одном из московских таксопарков «Юности» опытным путем эксплуатировались на маршрутных перевозках, чем вызвали приятные эмоции у простых граждан.
Но главное событие в жизни ЗИЛ-118 – его участие в 18й Международной автобусной неделе во Франции в 1967 г. Тогда ЗИЛ получил 12 призов, а та самая разукрашенная «Юность» дожила до наших дней:
Кстати, нашим героем заинтересовались многие западные компании, в том числе американский Ford, но все их предложения о покупке крупных партий «Юностей» были отклонены.
Американский автогигант даже хотел приобрести лицензию на выпуск такого микроавтобуса, но в этом ему также было отказано.
В 70х гг. ЗИЛ-118 модернизировали и стали создавать уже на базе другого лимузина – ЗИЛ-114. Таких машин до 1987 г. было создано 67 штук.
«Юности» стали обслуживать министерства, КГБ, партийные органы, а также на их базе выпускались специализированные машины «скорой помощи» для руководителей страны:
Сегодня уцелело лишь несколько «Юностей», и все они выставлены в ряде музеев:
ЗИЛ-118 – одно из самых необычных детищ советского автопрома. И пусть эта легенда широкого распространения так и не получила, она стала одним из символов энтузиазма, таланта и настойчивости советских инженеров.
А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!