Неожиданно, среди рекомендуемых Яндекс. Музыка новинок, из колонок донеслись знакомые риффы. Оказывается, это Дональд Фейген, бывший солист и со-основатель культовых Steely Dan выпустил промо-сингл с песней "I. G. Y." к своему новому концертному альбому The Nightfly Live, который должен полностью увидеть свет в сентябре этого года.
Студийный The Nightfly 1982 года является знаковым для Фейгена альбомом: с него началась его сольная карьера, писался он в момент, когда Дональд находился в состоянии серьезного внутреннего кризиса, отягощенного проблемами психического характера. Фейген вспоминал, что в то время страдал от постоянных панических атак, и ни дня не мог обходится без лошадиных доз антидепрессантов. Он стал бояться публики, и отказался от всех приглашений на телевидение, общаясь с журналистами только на радио или на печатных страницах.
Работа над The Nightfly должна была стать сеансом психотерапии, в ней Дональд занялся самокопанием и обратился событиям своей жизни.
Эффект от работы оказался противоположным ожидаемому:
Я хотел сделать автобиографический альбом, и я действительно вложил все что знал в Nightfly. И после этого у меня не было особого вдохновения что-либо делать. На какое то время я впал в депрессию.. Мне стало страшно от того что было сделано; я почувствовал, что выставил себя напоказ таким образом, каким этого раньше не делал.. "
Собственное творение было неприятно Фейгену настолько, что по его словам, он не переслушивал его до 2006 года.
Тем не менее, публика жест художника оценила по достоинству, и альбом достиг 11 места в чарте Billboard 200, а заглавная, "I.G.Y." - 26 места в Billboard Hot 100 и стала самой продаваемой композицией Фейгена за всю его сольную карьеру.
Вообще, "I.G.Y." с точки зрения содержания сейчас стала неожиданно актуальной, едва ли не в большей степени, чем в момент своего написания.
I. G. Y. - International Geophisical Year, Международный Геофизический Год. Это событие ознаменовало собой окончание (как тогда казалось) холодной войны и стало крупнейшим международным научным проектом, в котором участвовали более 60 стран.
Научный год продлился с середины 1957 года по середину 1958. Время было выбрано не случайно: это был год приходился на пик 19-цикла Солнечной активности, и программы научных исследований охватывали следующую проблематику: полярное сияние и свечение атмосферы, космические лучи , геомагнетизм, гравитацию, физику ионосферы, определение долготы и широты (точное картирование), метеорологию, океанографию, сейсмологию и солнечную активность.
Для сбора данных наблюдений по всем разделам исследований, в США и СССР были организованы два мировых центра данных (МЦД): МЦД A в Вашингтоне и МЦД B в Москве: объем материалов исследований был огромен, и не все из них предполагались к публикации, поэтому создание дата-центров должно было решить задачу максимально широкого доступа ученых всего мира к результатам исследований.
Результатами этого замечательного года явились в том числе: запуски первых искусственных спутников Земли Советским Союзом и США, открытие радиоактивных поясов Ван-Аллена на орбите Земли, открытие новых подводных хребтов в Мировом Океане, открытия в области тектонических плит, начало постоянной работы Советской Антарктической станции, и многое другое.
Дональду Фейгену в это время было десять лет, и очевидно, все эти события, которые в то время освещались очень широко, запали ему в душу. Наверное, это было самое светлое десятилетие в истории человечества, в плане надежд на будущее, когда казалось, что прогресс науки и техники очень скоро решит все насущные проблемы людей, и буквально каждый день приносил этому какие-то продтверждения.
Я думаю, любой кто держал в руках научно-популярные книги и журналы конца 50-х и начала 60-х годов, может вспомнить этот необыкновенный настрой.
Песня "I. G. Y." поется от лица человека, для которого все мечты конца 50-х - свершившийся факт: солнечная энергия питающая города, орбитальные станции, трансатлантические туннели и куртки из спандекса (так называли инновационный на тот момент материал, который мы сейчас знаем под торговой маркой Lycra). Почему то во многих рецензиях на эту песню, критики находят в ней сарказм и издевательство над наивным оптимизмом 50-х.
На мой взгляд, не для того Фейген нырял в память своего детства, чтобы найти поводы для сарказма. "I.G.Y." - это грусть о том, что человечество в какой-то момент свернуло не туда, и один мальчик уже никогда не попадет в мир своей мечты, который когда-то казался таким реальным, что его, казалось, уже можно потрогать руками.
Если в 1982 году, после 70-х , которые растоптали образ будущего 50-х, но взамен не предложили ничего своего, песня " I.G.I." напоминала прогулку по старым развалинам, то в наше время, когда образ возможного будущего уже местами просматривается довольно хорошо, и особого оптимизма не внушает, "I.G.Y" стала своего рода фрондой "прекрасному новому миру", апеллирующей к нашей коллективной памяти о тех временах, когда люди могли объединяться, что бы решать проблемы, а не только для того, что бы их создавать, и у них это даже получалось.
Как в далёком Международном Геофизическом Году.