По количеству пластика, попадающего в воды океана, Вьетнам занимает четвертое место в мире. Если вы хоть раз бывали в этой стране, то наверняка статистика вас не удивит. Да, пакет, выброшенный на дорогу, уберут в тот же день, но та беспечность, с которой многие вьетнамцы оставляют после себя горы мусора, поражает. А потому инициатива некоторых супермаркетов уменьшить количество пластика за счет банановых листьев кажется очень своевременной. Но готовы ли к этому вьетнамцы?
Официально идея использовать банановые листья в качестве альтернативы пластику принадлежит Тайланду, где один из супермаркетов в Чиангмае выложил на витрину продукцию в "зеленой" упаковке. Фотографии прилавков разошлись по интернету, собирая лайки и респосты.
Банановые листья довольно прочные и водонепроницаемые. Казалось бы, идея использовать их, как альтернативу пластику, не так уж нова, ведь уже сотни лет вьетнамцы заворачивают в них новогодние пироги, колбасу, липкий рис и прочие блюда. Спрос на банановые листья и был довольно велик. К тому же, это сырье не нужно импортировать - чем-чем, а банами Вьетнам богат)
Но после успеха тайского супермаркета, мысль вернуться к истокам, когда овощи и зелень на сельских рынках заворачивали в банановый лист, посетила и владельцев крупных вьетнамских супермаркетов. Если не считать сеть METRO, все остальные магазины до сих пор предлагают своим покупателями бесплатные пластиковые пакеты. Любой поход за продуктами понемногу губит природу Вьетнама.
И вот я стою в супермаркете, и разглядываю веточки мяты, упакованные в банановые листья. Маркетинговый ход сработал - мята отправляется в корзину. Но стоило мне подойти к весам, как сотрудница супермаркета ловко впихивает взешенную мяту в пластиковый пакет и намертво заклеивает ценником. Хм...
Первые попытки перейти за "зеленую упаковку" были сделаны два года назад. И вначале, действительно, магазины были довольны эффектом: покупатели охотно брали такие продукты, выкладывали фото в соцсети, не забывая ставить геотметки. В интервью представители супермаркетов прогнозировали скорое исчезновение пластика. По крайней мере, значительной его части.
Но прошло не так много времени, и интерес к экотеме начал угасать. Многие покупатели вернулись к привычной упаковке. Учитывая, что хоть Вьетнам и богат банановыми листьями, этот продукт имеет свойство портиться и терять первоначальный привлекательный вид, закупать пластиковые пакеты вновь стало выгоднее.
Хотя "зеленые упаковки" не исчезли с витрин полностью, осознанное предпочтение им отдает, в основном, молодое поколение в больших городах. Переехав в Ханой, я изменила свое мнение об отношении вьетнамцев к проблемам экологии. Все, что имеет пометку "эко" у многих здесь пользуется большой популярностью. Потому, надеюсь, попытка внедрить "зеленую упаковку" - всего лишь первый шаг на пути спасения Вьетнама от экологической катастрофы...