Найти в Дзене
Дневники Зеленого края

Здесь строили авианосцы, а теперь гуляет ветер. Как уничтожали Черноморский Судостроительный - гордость советских корабелов

Флагман индийских ВМС (indian Navy)  авианосец Викрамадитья (бывш. "Харьков", "Баку", "Адмирал Горшков"тоже ведёт свою родословную от причальной стенки Черноморского судостроительного завода. Фото агентства ANI
Флагман индийских ВМС (indian Navy) авианосец Викрамадитья (бывш. "Харьков", "Баку", "Адмирал Горшков"тоже ведёт свою родословную от причальной стенки Черноморского судостроительного завода. Фото агентства ANI

Иногда от каких-то демонстративных действий наших бывших соотечественников испытываешь даже не испанский стыд, или злорадство, а почти физическую боль. Так было, когда под бдительным присмотром США, в украинских Прилуках убивали "Белых лебедей", стратегические бомбардировщики Ту-160. Так происходит и сегодня, когда одна из трёх крупнейших военных верфей СССР, где были построены все семь советских авианосцев, точнее тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143, окончательно прекратила своё существование. Три корабля ещё находятся в строю, два, к тому же, являются флагманами флотов стран-операторов, в том числе и ВМФ России, а их корабельного "отчего дома" больше нет, причем ни в каком виде. В кранах и металлоконструкциях, на месте бывших гигантских стапелей, свистают черноморские ветры, а на территории четырежды орденоносного предприятия, где в лучшие годы работало свыше тридцати тысяч человек, можно без особых достроек снимать триллеры в стиле "зомби-апокалипсиса".

Черноморский судостроительный завод. Современный кадр с беспилотника. Фото sharij.net
Черноморский судостроительный завод. Современный кадр с беспилотника. Фото sharij.net

Завод давно был обречен и влачил жалкое, можно сказать, остаточное существование. Даже вокруг его руин шла безжалостная грызня крупных украинских денежных мешков и местных олигархов. Утрата государственного заказа Союза ССР и жадность дельцов, со всех сторон присосавшихся в бывшей красе и гордости советского кораблестроения, лишали коллектив, сократившийся в пятнадцать раз (!), любых надежд. Последней корабельной программой здесь стал "проект Корвет", создание четырёх небольших кораблей, водоизмещением чуть более 2500 тонн, для ВМС Украины. Как раз в этом году их строительство, начинавшееся ещё при Януковиче, должно было завершиться, но... Ни один корвет так и не пополнил ряды украинского военного флота, а деньги, отпущенные на кораблики, осели на зарубежных счетах причастных. Завод ещё надеялся поучаствовать в программе перевооружения российского флота, но сначала оттуда изгнали российских совладельцев братьев Чуркиных, а потом случился Майдан, после которого существование предприятие для местных денежных мешков утратило всякий смысл. Приложил здесь руку и Петр Порошенко, в бытность свою украинским президентом. Именно с его подачи против завода было инициировано несколько уголовных дел, с целью перекинуть потенциальные заказы на предприятия президента-олигарха.

Читайте ещё: "Русских мы не боимся, но водомётов вам не дадим". Британия не будет поставлять силовые установки для москитного флота Украины.

Летом нынешнего года хозяйственный суд города Николаев утвердил окончательную ликвидацию Черноморского судостроительного завода.  Предприятие со 125-летней историей исчезло навсегда. Фото с сайта города Николаев.
Летом нынешнего года хозяйственный суд города Николаев утвердил окончательную ликвидацию Черноморского судостроительного завода. Предприятие со 125-летней историей исчезло навсегда. Фото с сайта города Николаев.

Впрочем, эти украинские алгоритмы повторяются раз за разом и нет смысла на них останавливаться. Мы всё это и сами проходили в 90-х и даже в "нулевых", хотя настолько знаковые и легендарные предприятия ВПК у нас, пожалуй, не закрывали.Теперь на месте огромной территории его последние владельцы, из фирмы "Смарт-Холдинг", мечтают построить свой технопарк, с портом и инновационной зоной, но верится в это как-то с трудом. Когда проходят эмоции, по поводу того, что уничтожен ещё один завод-гигант, сооруженный усилиями всего Союза, которому отдал двадцать лет жизни мой родной дядя, появляется подлая мысль: а может оно и к лучшему? Роль "аграрной Сверхдержавы" современной Украине подходит куда больше, да и нам спокойнее. А светлые умы, которых всегда было много в бывшей советской республике, отправятся в единственное место, где могут себя полноценно реализовать, то есть в Россию.

Читайте ещё: Новый взлёт "Орлана". Возрожденный атомный крейсер "Адмирал Нахимов" может стать "самым вооруженным кораблём в истории".

Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо.