Иногда от каких-то демонстративных действий наших бывших соотечественников испытываешь даже не испанский стыд, или злорадство, а почти физическую боль. Так было, когда под бдительным присмотром США, в украинских Прилуках убивали "Белых лебедей", стратегические бомбардировщики Ту-160. Так происходит и сегодня, когда одна из трёх крупнейших военных верфей СССР, где были построены все семь советских авианосцев, точнее тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143, окончательно прекратила своё существование. Три корабля ещё находятся в строю, два, к тому же, являются флагманами флотов стран-операторов, в том числе и ВМФ России, а их корабельного "отчего дома" больше нет, причем ни в каком виде. В кранах и металлоконструкциях, на месте бывших гигантских стапелей, свистают черноморские ветры, а на территории четырежды орденоносного предприятия, где в лучшие годы работало свыше тридцати тысяч человек, можно без особых достроек снимать триллеры в стиле "зомби-апокалипсиса".
Завод давно был обречен и влачил жалкое, можно сказать, остаточное существование. Даже вокруг его руин шла безжалостная грызня крупных украинских денежных мешков и местных олигархов. Утрата государственного заказа Союза ССР и жадность дельцов, со всех сторон присосавшихся в бывшей красе и гордости советского кораблестроения, лишали коллектив, сократившийся в пятнадцать раз (!), любых надежд. Последней корабельной программой здесь стал "проект Корвет", создание четырёх небольших кораблей, водоизмещением чуть более 2500 тонн, для ВМС Украины. Как раз в этом году их строительство, начинавшееся ещё при Януковиче, должно было завершиться, но... Ни один корвет так и не пополнил ряды украинского военного флота, а деньги, отпущенные на кораблики, осели на зарубежных счетах причастных. Завод ещё надеялся поучаствовать в программе перевооружения российского флота, но сначала оттуда изгнали российских совладельцев братьев Чуркиных, а потом случился Майдан, после которого существование предприятие для местных денежных мешков утратило всякий смысл. Приложил здесь руку и Петр Порошенко, в бытность свою украинским президентом. Именно с его подачи против завода было инициировано несколько уголовных дел, с целью перекинуть потенциальные заказы на предприятия президента-олигарха.
Читайте ещё: "Русских мы не боимся, но водомётов вам не дадим". Британия не будет поставлять силовые установки для москитного флота Украины.
Впрочем, эти украинские алгоритмы повторяются раз за разом и нет смысла на них останавливаться. Мы всё это и сами проходили в 90-х и даже в "нулевых", хотя настолько знаковые и легендарные предприятия ВПК у нас, пожалуй, не закрывали.Теперь на месте огромной территории его последние владельцы, из фирмы "Смарт-Холдинг", мечтают построить свой технопарк, с портом и инновационной зоной, но верится в это как-то с трудом. Когда проходят эмоции, по поводу того, что уничтожен ещё один завод-гигант, сооруженный усилиями всего Союза, которому отдал двадцать лет жизни мой родной дядя, появляется подлая мысль: а может оно и к лучшему? Роль "аграрной Сверхдержавы" современной Украине подходит куда больше, да и нам спокойнее. А светлые умы, которых всегда было много в бывшей советской республике, отправятся в единственное место, где могут себя полноценно реализовать, то есть в Россию.
Читайте ещё: Новый взлёт "Орлана". Возрожденный атомный крейсер "Адмирал Нахимов" может стать "самым вооруженным кораблём в истории".
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо.