В мире празднуют открытие Аляски Берингом. Но Семён Дежнёв побывал там задолго до него. А раньше Дежнёва некто бородатые и высокие организовывали там поселения. Но американские исследователи не хотят выяснять - кто были те белые люди, которых местные называли русскими.
Несправедливо уже то, что формулировка сократилась до "открытие Аляски Берингом". В Великой Северной экспедиции 1740-1741 гг участники шли на двух пакетботах, которыми управляли, соответственно, два человека. Это были Витус Беринг и Алексей Чириков, причём Чириков первым достиг берега, на два дня раньше.
Но сам на берег не высадился, потому что его люди, отправившиеся туда на шлюпках, так и не вернулись. Их участь не известна. Может, погибли, может, были вынуждены остаться с местными жителями. И тогда не были бы там первыми белыми! Так их называли аборигены, конечно, на своём языке, но по смыслу так.
В то время коренное население Аляски составляли алеуты, эскимосы и индейцы, относящиеся к группе атабасков.
На столетие раньше
Но почему официальная история не учитывает экспедицию рядового казака Семёна Дежнёва в 1648 году? Да, её участники не ступили на землю. Но открытие земли - не исследование земли. Существование-то они зафиксировали.
Историограф Фёдор Миллер в 1737 г обнаружил в архиве Якутска челобитные Дежнёва и показания его служилых людей. По документам получалось, что экспедиция обогнула Чукотку, потеряв в пути четыре коча (корабля), на которых было 120 человек. В связи с этим любопытнейший факт:
Русский историк Василий Берх писал, что четыре коча экспедиции Дежнёва пропали без вести. А казаки, поселившиеся на Анадыре, рассказывали - и напротив Чукотки за проливом живут русские люди. Описывали так: у них белая кожа, они крестятся, имеют иконы, носят густые бороды.
И даже помощник Беринга капитан Шпенберг ещё в 1729 г пересказывал молву о русских, которые живут против Суксунского носа, они высокие, бородатые, строят избы и охотятся на бобров, продают местным деревянную посуду.
Позднее, в конце 17 в, Владимир Атласов, которого называли покорителем Камчатки, сообщал в Москву: "против "Необходимого Носа" в море лежит большой остров, откуда зимой по льду приходят иноземцы, говорят своим языком и приносят соболи. Он смотрел как раз с мыса, названного потом мысом Дежнёва. То есть, он видел земли Аляски.
Хорошо, поговорим о тех, кто ступил на земли Аляски.
Официально почитаемая дата: в 1741 г с пакетбота Беринга на десять часов на берег Аляски вышел натуралист Георг Стеллер. Он успел собрать там около ста шестидесяти видов растений, людей не видел, но обнаружил амбар с запасами.
Но известен же "начальник Чукотки" Дмитрий Павлуцкий. Долгое время этот русский офицер "во благо России" устанавливал новые правила для чукчей. В российскую казну на полуострове собирали самородное золото и пушнину. Постоянно происходили боевые стычки возмущённых местных с пришельцами.
И он, Павлуцкий, в 1732 г собрал 375 своих казаков и отправился с ними на боте "Святой Гавриил" искать ещё "пустые места" в северных землях. Они переплыли пролив и оказались на Аляске!
"Древняя" версия
Теперь самое интересное. Миссионер отец Герман служил на острове Кадьяк (Аляска) в конце 18 века. Он записал и переправил настоятелю Валаама отцу Назарию рассказы местных об очень давнишних поселениях русских на полуострове Аляска, когда её ещё не называли Русской Америкой и до того как другие русские пришли покорять аборигенов.
Исследователи этой версии полагают, что речь о современниках Ивана Грозного, это 16 в. Дескать, новгородцы прошли через всю Сибирь, спустились по реке Лена и так попали на реку Анадырь. Тогда в пути тоже отбился от экспедиции и пропал корабль. Может, и не один. Со временем выяснилось, что в тех водах судна дрейфуют не редко.