Воспитывать нужно не способности и не профессию, а человека, личность в целом. Но как реализовать эту цель? В этой статье я рассмотрю воспитание способностей в связи с этапами развития психики и личности ребёнка. В настоящее время в психологии уже определены этапы формирования способностей. Причем каждый этап соотнесён с возрастом.
От 2 до 6 лет: Время широкой ориентировки ребёнка в своих возможностях. В этот период ребёнок ещё только узнаёт, каков мир и что можно делать в нём, а его способности только проявляются. Чем богаче окружающая среда, тем полнее проявятся способности. Родителю следует помочь ребёнку попробовать себя в максимально широком поле деятельностей: музыке, театре, танцах, рисовании, конструировании, гимнастике, езде на лыжах и др.
От 6 до 12 лет: Время развития способностей. В этот период из всего многообразия способностей ребёнок сосредотачивается на 2-3 и старается развить их. Именно в это время формируется устойчивый интерес к какой-либо деятельности. И именно в это время у ребёнка может проявиться талант – выдающаяся способность. Родителю следует внимательно следить за успехами ребёнка, поощрять его интересы, но при этом удерживать от «распыления» на множество увлечений.
От 12 до 18 лет: Время профессионального самоопределения. В этот период перед ребёнком встаёт сложная задача: соотнести свои способности с жизненным путём и сделать выбор в пользу какой-либо из них. Отмечу, что период 12-18 лет – третий и заключительный этап формирования личности, а выбор, который предстоит сделать ребёнку, является одним из самых значимых в его жизни. Родителю следует считаться с решением ребёнка и примириться с его взрослением.
Из периодизации видно, что время, когда можно сосредоточить ребёнка на определённой способности (например, живопись), очерчено рамками от 6 до 12 лет.