Найти тему
@chitayte_detyam

Почему Андерсена отговаривали писать сказки

Весной 1835-го в печать одна за другой вышли две больших книги Андерсена (до этого он перебивался стихами и пьесами, но их чаще высмеивали, чем хвалили): роман «Импровизатор» и «Сказки, рассказанные детям». Роман читали, обсуждали, расхватывали. Сказки сочли пустячком.

«Огниво» ругали за безнравственность.

«Принцессу на горошине» - за пресность.

«Цветы маленькой Иды» - за неясную мораль.

-2
-3

И только один человек – тоже Ханс Кристиан, но Эрстед, физик и друг Андерсена – уговаривал: «Вот увидите, «Импровизатор» прославит вас, а сказки сделают ваше имя бессмертным!»

В конце того же 1835-го Андерсен выпускает второй сборник, а его даже не обсуждают. Автор в отчаянии (он был очень чувствительным, трепетным человеком – об этом уже рассказала в основной статье).

1837 год. Третья попытка. И последняя, как уточняет Андерсен в предисловии к новому изданию: если сказки опять не получат отклика – он сдаётся. И как же мудро поступили датчане, когда все-таки начали раскупать те маленькие книжечки с «Русалочкой» и «Новым платьем короля»! Даже в Королевском театре Копенгагена их наконец-то заметили: один из актёров прочитал со сцены историю о голом монархе.

А дальше вы знаете: новые сказки и постановки, путешествия, дружба с Диккенсом и Гейне, посиделки с Дюма, Гюго и Бальзаком, гонорары и переводы, памятники, салюты, поклоны на улицах, литературные премии и даже один астероид, названный в его честь.

Единственное, что Андерсену во всем этом не нравилось, - слава именно детского писателя. Он даже забраковал эскиз скульптора, который изобразил его в окружении маленьких читателей.

Сказки для Андерсена скорее стали формой публицистики. Рядом с философскими историями из жизни вещей, зверей и растений – художественный вымысел на остросоциальные темы.

Вот «Девочка со спичками» погибает от холода в канун самого теплого домашнего праздника – Нового года.

-4

Несчастная женщина («История одной матери») гонится за Смертью, чтобы отнять у неё единственного ребёнка.

-5

Прачка часами простаивает в ледяной осенней реке, согреваясь водкой: заболевает, не долечивается (кто будет сына кормить?) и падает замертво. Люди отмахиваются: «Пропащая».

-6

И тут же, бок о бок с ними, невзрачная «Тень», которая добивается денег и власти пустой болтовней и лощёными нарядами.

Спокойно и жутко. Андерсена понимали и в академиях, и на полях, и в обувных лавках. Понимали и дети и взрослые. Он вырос на народных преданиях и суевериях и чувствовал, что чем проще язык, яснее и нагляднее образы, тем больше в них силы и убедительности.

«Так не пишут», - возмущались издатели. «Да, но так говорят!» - упирался никому еще не известный Ханс Кристиан. Его сказки были революцией. Пока в них не верили высокомерные литературные верхи, они захлестнули мир снизу.

А у гадкого утёнка выросли большие белые крылья.