Как-то раз я касался теории, будто бы в славянских верованиях представлено целых четыре Солнца: Солнце новорожденное (Коляда), Солнце молодое (Ярило), Солнце зрелое (Дажьбог) и Солнце старое (Хорс), критиковал её.
В частности, я ссылался на схожие легенды разных народов, исходя из которых появление «дополнительных» Солнц (или солнечных божеств) ассоциировалось у древнего человека с катастрофами и стихийными бедствиями глобального масштаба.
Я приводил греческий миф о Фаэтоне и китайский – о лучнике Хоу-и, отстреливавшем «лишние» Солнца.
Повторяться и заново пересказывать сии предания я не буду: кому интересно – вот ссылочка на ту статью.
Я ждал, что мне попеняют: это, мол, неславянские народы, а у нас-то своя мифология.
Однако, пусть запоздало, но я всё-таки обнаружил (правда, случайно) похожие мотивы и в славянских легендах.
Привожу цитату из книги «Славянская мифология: энциклопедический словарь» (данное издание написано коллективом автором, но конкретные строки принадлежат перу Александра Викторовича Гура):
В южно-славянских легендах мудрый ёж спас мир от испепеления солнцем. Встав на дороге, он остановил ослицу, верхом на которой Солнце ехало искать себе невесту. Солнце не женилось и не породило много других солнц (у македонцев). Солнце отправилось искать ежа, не явившегося на его свадьбу с Луной, и нашло его грызущим камень. Ёж объяснил, что от его брака родится много солнц, всё сгорит и придётся есть камни. Услышав это, Солнце раздумало жениться, а Луна со стыда скрылась от Солнца (у болгар).
Таким образом, ёж – зверь в славянской мифологии умный – свидетельствует о том, что и в верованиях славянских народов Солнце должно быть одно, а следовательно – и бог, его представляющий.