79
На сборе селян были выбраны новые старейшины. Ими стали Ведмурд, отец Беляны и ещё двое мужчин. Бабушке селяне предложили вернуться из леса и занять один из опустевших домов. Семьи бывших старейшин покинули селение. И их дома стояли брошенные, ещё храня дух прежних хозяев, но уже напитываясь холодными ветрами.
Бабушка отказалась покидать свою лесную избу, но попросила для себя небольшой участок земли рядом с лесом, ранее разрабатываемый одной из уехавших семей. Теперь у нее была возможность работать на земле вместе со всеми.
Остальную землю поделили между всеми и селяне принялись обсуждать будущие работы. Все надеялись на хороший урожай, раз их земля освободилась от скверных людей.
От ежегодных подношений, которые раньше требовали себе старейшины, решили отказаться. Только бабушке предложили выбрать себе дары, поскольку она столько лет была обижаема без вины.
Она отказалась от подати, сказав, что примет требу лишь от тех, кто сам захочет принести. Селяне удивились и согласно закивали.
- Бабушка, почему ты ничего не попросила? - спросила я, когда её рассказ о сборе в селении был закончен.
- Млада, доченька, селяне и так захотят похвалиться друг перед другом, кто щедрее, и принесут мне столько, что я сохранить не успею. - улыбаясь ответила колдунья.
Я поняла, что бабушка давно все знала. Но кроме победы в е1 глазах была и печаль.
- Вы видели мою матушку? - спросила я и сердце замерло в ожидании ответа.
Колдунья покачала головой.
- Моя дочь не пришла на сбор, на нём был только твой брат. Из-за раннего ухода отца, он теперь глава семьи. - сказала она.
- Как мой брат? - спросила я, вспоминая наше с ним детство, игры, уход за скотиной во дворе. Мы были дружны, помогали друг другу, и время за домашними обязанностями проходило незаметно. А дела делались сами собой.
- Он очень возмужал. Ничто так не прибавляет лет, как взятая на себя ответственность. - ответила бабушка.
- В этом году ему будут подбирать невесту? - уточнила я, вспомнив, как в сознании брата, увидела его мысли об одной из девиц селения.
- Нет, ему придётся ждать два года. Твой брат остался единственным мужчиной в доме, он должен доказать, что может обеспечить дом. До того, как он докажет это, ему никто не отдаст свою дочь.
Я загрустила. Ведь девица, которая нравилась моему брату, достигла свадебного возраста и её, скорее всего, отдадут в другую семью этим летом. А брату она в сердце запала.
- Вы можете как-то помочь ему? Он ведь тоже ваш внук, - попросила я колдунью.
- Здесь я ему не помогу. Оставить деву свободной на ближайшие два года, можно только наложив на неё знак уединения и тогда к ней никто не придёт из сватов. Но это вмешательство в чужую жизнь, я не имею на это право. - покачала головой бабушка.
- Но если они суждены друг другу, то как же их разлучат? - продолжила я.
- Она не единственная, с кем может быть счастлив твой брат. Бывают люди, которые предназначены друг другу, как вы с Демидом. И только вместе они могут составить счастье. А есть те, чья родная душа не пришла в этот мир, и тогда у него есть выбор - он может жениться на этой девице, а может на другой. Но слияния душ у них не будет.
- Как же так? - загрустила я, вспомнив, сколько нежности было в сердце брата при мысли о той деве.
- На все воля Богов, - сказала бабушка, заметив мои воспоминания. - Мы не знаем наши свершения в прошлые Солнца и не можем объяснить, почему боги избрали для нас такой путь здесь и сейчас.
Я с интересом слушала бабушку. Каждая беседа с ней открывала мне новое.
- А мы с Демидом пришли в этот мир друг для друга? - спросила я.
- Да, вы встречаетесь не первую жизнь. И с каждой встречей ваша связь крепнет. Как и у всех родных душ. Но если кто-то совершит предательство, то в следующей жизни вы не встретитесь. Будете искать друг друга, тревожиться, чувствовать, что не хватает частички души. Но пока тот, кто не прав, не закроет своё свершение, вам не позволять вновь обрести друг друга. Так что береги, что тебе дано. Потерять любовь легче, чем сберечь.
- Со многими душами мы встречаемся из жизни в жизнь? - заинтересовано спросила я.
- Конечно, Млада. Особенно с теми, с кем связаны важные события и чувства. Вот с Бартаном ты ещё встретишься, он может быть твоим братом или наставником, чтобы его любовь могла реализоваться. Но не как мужчины, а как человека.
- А может быть так, что душа не хочет быть с кем-то, но все равно остаётся рядом? - любопытствовала я.
- Да, так колдуны привязывают к себе душу возлюбленной, это тёмный обряд. И они из Солнца в Солнце встречаются друг с другом, не в силах понять, почему их тянет друг к другу, если вместе им плохо.
Бабушка внимательно посмотрела на меня и продолжила.
- Душа забывает своё намерение из прошлого Солнца и не знает, что натворила. Её влечет к запретному человеку, манит желание. И влечение такое сильное, что толкает на безумные вещи и губит жизни. - продолжала бабушка. - Поэтому нельзя подавлять чужую волю, любое колдовство возвращается. Не сейчас, так потом.
Я подумала о том, что Бартан мог попробовать привязать меня к себе таким способом.
- Не переживай, род Бартана не обладает такой силой, - ответила бабушка.
Я с облегчением вздохнула. Колдунья обняла меня за плечи улыбнулась.
- Многое позади, Млада, у тебя начинается период света. Наслаждайся им, радуйся цветению своей молодости. Впереди летние гуляния и вы с Демидом можете принимать в них участие. Но будь осторожна, не оставляй его наедине с девами из селения, многие из них хотели бы стать его женой. И не все чисты в помыслах. Если его заметят под руку с другой, то её отец может потребовать жениться. Ведь вы пока не повязаны свадебным огнём, - предупредила она.
- Демид никогда не предаст меня! - воскликнула я, почувствовав укол ревности от того, что кто-то может прикоснуться к нему.
- Демид - нет, но девицы могут попробовать уличить его. Ты будь внимательна. И к себе никого не подпускай. Когда на поляне будете хоровод водить - если три раза его под руку с одним парнем обойдёшь, это будет твоё согласие на сватовство . Помнишь об этом?
- Матушка рассказывала, но я думала, что наш сговор с Демидом отменяет этот обычай? - ответила я.
- Не надо искушать судьбу. На вас с Демидом много глаз смотрит, - проговорила бабушка.
Я посмотрела на бабушку.
- Неужели все начинается с начала? - спросила я.
- Нет, Млада. Врагов вы извели, но зависть осталась. Никуда она не денется из к р о в и человеческой. - сказала колдунья и, желая успокоить меня, добавила. - Никто сейчас против вас не пойдёт. Но многие девицы хотят войти в дом Демида, и многие парни хотят тебя в жены. Будь осмотрительна!
Я подошла к бабушке, прижалась к ней всем телом, почувствовала биение родного сердца, и так мне стало спокойно рядом с её мудростью и добротой.
Потом я вышла на крыльцо. Впервые после долгой зимы ощутив тёплые дуновения ветра. Он играл оживающими ветвями деревьев, колыхал свежую траву, подхватывал пение птиц. Солнце светило все ярче и грело своими лучами.
Я улыбнулась приходящему теплу. Приближающиеся лето казалось мне самым счастливым в моей жизни.