Обзор книги (2009)
Роман "Госпожа Бовари" занимает и по сей день определённое место в литературе. Стиль его больше относится к психологическому и драматическому жанру, так как он довольно-таки хорошо продуман и прост в восприятии, где каждое слово является совершенством. Сильно отражен в нём дух реализма, когда в те времена вовсю освещались романтика и лирика того времени, несмотря на войны и революции.
Флобер пошел наперекор всему серому и обыденному. Он идеально подчеркнул стиль французской действительности и яркий и запоминающийся образ персонажей своего произведения: здесь патриотизм и в тоже время отторжение любого новаторства и современности, любовь и сострадание вперемешку с серой обыденностью и равнодушием.
С момента рождения замысла и до публикации произведения прошло долгих пять лет. Всё это время писатель очень тщательно работал над текстом романа, первоначально имевшим тысячу страниц и урезанным до четырёхсот. В "Госпоже Бовари", как ни в каком другом творении французского классика, проявилась его уникальная художественная манера, заключающаяся в лаконизме, ясности выражения мысли и предельной точности слова.
Работа над романом далась Флоберу нелегко. С одной стороны ему было неприятно писать о пошлой жизни среднестатистических буржуа, с другой - он пытался сделать это как можно лучше, чтобы показать читателю всю подноготную провинциальной мещанской жизни.
Содержание своими словами
Главными героями данного произведения являются: врач Шарль Бовари, его родители, супруга Эмми, её отец Руо фермер, любовники героини - ловелас Родольф и сын нотариуса Леон, Берта, дочь главной героини, аптекарь Оме, торговец Лере.
Выучившись на врача, Шарль по-настоянию матери женился на якобы богатой 45-летней вдове судебного исполнителя Элоизе, но вскоре она умерла после того, как все узнали про её мнимое богатство. После её смерти Шарль зачастил в Берто домой к фермеру Руо, сломавшего ногу. Господин Бовари влюбился в Эмму и в итоге женился на ней, переехав в свой дом из её деревни в город. Его матери изначально не пришлась по душе невестка, так как она сильно ревновала к ней сына.
Вскоре после этого замужества Эмма под влиянием церковной учебы и романов размечталась про Париж, о страстях и другой светской жизни, пожалев о том, что вышла замуж за простого врача. Она сильно грустила от обыденности. Бовари пригласил на бал в Вобьесар маркиза де'Андервилья. Эмми навсегда запомнился тот вечер. По дороге домой из замка маркиза, жена Шарля, подобрала портсигар, потерянный виконтом.
Когда Эмме стало совсем плохо, то она вместе с Шарлем переехала в другой город Ионвиль, уже будучи беременной. Там она сильно подружилась с будущим юристом, юным Леоном, влюбившимся в неё всем сердцем. Они достаточно часто встречались, но она держалась неприступной и их роман так и не начался. Скоро она родила дочь Берту. В новом городе Бовари познакомились также с фармацевтом Оме, трактирщицей Лефрансуа, токарем Бине, священником и аббатом Бурнизьеном. У аптекаря было 4 детей, за которыми следил его слуга Жюстьен. Для дочери Эмма наняла няньку Роле. Лере предлагал ей свой товар ( в основном ткани) и она кое-что выбрала. С этого дня и начались её долги. Она продолжала быть недотрогой для Леона, потому что он сам не решался сделать первый шаг даже признавшись ей в любви. Эмма хотела посоветоваться со священником, но передумала. Вскоре Леон уехал на учебу во Францию, оставив жену Шарля в тоске.
После знакомства с Родольфом, их соседом, Эмма влюбилась в него, забыв о Леоне. Он же мечтал просто соблазнить девушку и потом бросить. Его дом находился в местечке Ла-Юшет. На выставке скота и выступлении там префекта Франции с похвалой земледельцам Родольф впервые признался Эмме в любви, чем привёл её в восторг. Аптекарь после данной выставки даже написал про неё несколько заметок. Он был ещё и лекарем с небольшим количеством пациентов, коллегой Шарля. Он согласился на услугу фермера для оздоровления Эммы предоставить лошадей, чтобы она смогла совершать конные прогулки. На одной из таких прогулок Родольфу и удалось наконец соблазнить девушку. Она затем сильно размечталась убежать с ним подальше отсюда. Настолько героиня была счастлива от нахлынувших чувств. Они продолжали переписываться с ним. Эмма сама прибегала к любовнику домой, чем сильно изумила его. Однажды по пути назад она застала Бине с карабином и с тех пор вела себя осторожнее.
Скоро Родольфу наскучила навязчивая Бовари, напоминавшая ему ветреных парижских женщин, и он призадумался про завершение их связи. Девушка же боялась его потерять. Ради собственной выгоды Оме уговорил Шарля на операцию конюха Ипполита по выпрямлению кривой стопы. Он очень мечтал об удаче и корысти для себя. Эта затея плохо кончилась. Хирург из Парижа в итоге ампутировал ногу конюху. Такой шаг пришлось ему предпринять сразу после неудачной операции Бовари. Эмма купила прислуге протез. У Лере она также приобрела хлыстик Родольфу. Она поведала ему о замысле побега с ним и дочкой. В шоке в письме он ответил ей отказом и уехал. Девушке стало плохо. Записку она потеряла на чердаке. Героиня даже хотела специально выпасть из окна на мостовую. Эмма чуть не умерла и приглашала к себе священника. Она в те моменты хотела стать святой. Она стала безразлична ко всему, хотя и заметила симпатию между прислугой.
Оме с Бурнизьеном спорили на религиозную тему. Фармацевт не признавал Библию. После выздоровления главной героини аптекарь предложил её супругу свозить девушку в город Руан на оперу. Там её сначала поразил актёр и певец Лагарди, но встретив Леона, она забыла про всё на свете, вновь предаваясь страстям прошлого. После пребывания в Париже, Леон стал более раскованнее и развязнее, без труда соблазнив задержавшуюся в городе Эмму. Она не сразу поддалась его чарам и даже хотела отдать записку о невозможности их романа.
Вернувшись в Ионвиль, она невольно услышала скандал между аптекарем и Жюстьеном в связи с кончиной её свёкра. Лере стал требовать у мадам Бовари плату за приобретённые у него разные вещи и долг в размере 1000 фунтов. Муж предложил ей попросить помощи у Леона, съездив к нему в Руан. Он легко отпустил супругу в другой город одну. Там Эмма возобновила связь с бывшим любовником в гостинице "Булонь", а супругу врала о поездках еженедельных на уроки музыки к госпоже Лампрер. Затем их роман продолжился уже дома у Леона в Руане. Лере не переставал наносить ей визит и долг возрос до 4000 франков. Она продала дом в Берксвилле для оплаты долга. Когда Леон понял, что стал рабом главной героини, то решил прервать с ней отношения, и также ему начальство в нотариальной конторе грозило потерей должности, если вдруг он не порвёт связь с Бовари.
Лере угрожал Эмме описанием и арестом всего их с мужем имущества за выросшие долги. Девушку сильно напугал такой шаг. Она скрывала от мужа опись имущества, а затем прибежала за помощью к любовнику, но он не смог ей помочь. По дороге от Леона Эмма ехала с аптекарем и им вновь встретился нищий слепой. Сначала Оме был возмущен его появлением, а потом смягчился и дал мазь для лечения глаз вместе со своим адресом.
Дома в Ионвиле мадам Бовари безуспешно ходила к нотариусу за материальной помощью. Тот чуть не соблазнил её. Затем она просила подмоги у Бине и даже у Родольфа. В результате от отчаяния и безысходности Эмма попросила у Жюстьена ключ от кладовой и отравилась. Врач Каниве не смог её спасти. Берта испугалась случившегося. Шарль не хотел верить в то, что любимой жены больше нет. После гибели героини Оме с аббатом опять поспорили о религии в её комнате. Ни Лере, ни Родольф, ни Леон не были на похоронах Эммы. Шарль потом ещё долго горевал по супруге. На память о ней он отрезал и сохранил локон её волос. Прибывший господин Руо сокрушался смертью дочери, не увидев внучку, а мать Бовари напротив обрадовалась данному происшествию, надеясь, что сын теперь будет уделять ей больше времени. В итоге они поссорились из-за умершей и мать Шарля уехала.
Лере всё сильнее давил на Бовари, а от Лампрер он получил возмущение и требование заплатить за "уроки музыки" и доставку любовных писем. Влюблённые слуги, которых замечала Эмма, сбежали из их дома. Они украли все вещи хозяйки. Оме писал всё больше заметок, состояв при научной академии. Он продолжал лечить людей и даже составил труд "Общие статистические сведения про ионвильскую катоне с приложением климатологических наблюдений". Аптекарь мечтал получить награду от правительства. С Шарлем он заказал памятник Эмме. Слепцу лекарь помочь не смог. Видя, что дом Бовари находится под угрозой продаж с аукциона, Оме просил для семьи помощи. Жюстьен переехал в Руан и устроился на работу в бакалейную лавку.
В письме к Шарлю мать просила его отдать ей Берту. Он сначала согласился, а потом передумал. Бовари стал банкротом и стыдился такого положения дочери. Когда он нашел любовную переписку жены с Родольфом, то поначалу подумал лишь о плотской любви, но после прочтения всех записок и Леону и Родольфу, отчаянию вдовца не было предела. На базаре Шарль встретил Родольфа и удивился, за что его могла любить Эмма? За пивом в кабаке он простил его. В результате Бовари умер от горя в саду. Берты бабушка тоже скончалась, а деда подкосил паралич. Девочку взяла на воспитание тётя. Дочь Бовари поступила на прядильную фабрику, а Оме был награждён орденом Почетного легиона.
Проблематика произведения
Художественная проблематика романа тесно связана с образом главной героини - Эммы Бовари, воплощающей в себе классический романтический конфликт, заключающийся в стремлении к идеалу и неприятию низменной действительности. Душевные метания молодой женщины, между тем, проходят на сугубо реалистическом фоне и не имеют ничего общего с возвышенными позициями прошлого. Она и сама, "при всей своей восторженности", была натурой "рассудочной": "в церкви ей больше всего нравились цветы, в музыке - слова романсов, в книгах волнения страстей...". "Чувственное наслаждение роскошью отождествлялось в её разгорячённом воображении с духовными радостями, изящество манер - с тонкостью переживаний".
Образ главной героини
Получившая стандартное женское воспитание в монастыре урсулинок Эмма всю жизнь тянется к чему-то необычному, но каждый раз сталкивается с пошлостью окружающего её мира. Первое разочарование настигает девушку сразу же после свадьбы, когда вместо романтического праздника при свете факелов она получает фермерскую пирушку, вместо медового месяца - бытовые заботы по обустройству нового дома, вместо статного, умного, стремящегося сделать карьеру мужа - доброго, ничем, кроме неё, не интересующегося, человека с некрасивыми манерами. Случайное приглашение на бал в замок Вобьесар становится сокрушающим для Эммы: она понимает, насколько сильно не устраивает её жизнь, впадает в тоску и приходит в себя только после переезда в Ионвиль.
Материнство не приносит главной героини радости. Вместо долгожданного сына Эмма рожает дочь. Купить желаемое детское приданое она не может из-за недостатка средств. Девочка, как и её отец, обладает заурядной внешностью. Эмма называет дочь Бертой - в честь незнакомой ей женщины с Вобьесарского бала - и практически забывает о ней. Любовь к дочери в госпоже Бовари просыпается вместе с тщетными попытками полюбить мужа, которые она делает на протяжении всего романа, разочаровавшись то в одной, то в другой своей страсти.
Первая влюблённость в помощника нотариуса, белокурого юношу Леона Дюпюи оборачивается для Эммы платонической, полной душевных переживаний связью. Госпожа Бовари не сразу догадывается о том, что происходит между ней и молодым человеком, но, поняв это, изо всех сил пытается удержаться в лоне семьи и общественной морали. На людях она "была очень печальна и очень тиха, очень нежна и в то же время очень сдержанна. Хозяйки восхищались её расчётливостью, пациенты - учтивостью, беднота - сердечность. А между тем она была полна вожделений, яростных желаний и ненависти". На этом этапе жизни от измены Эмму удерживает собственная "душевная вялость" и неопытность Леона.
Любовная линия в сюжете
После того, как измученный безответной любовью юноша уезжает в Париж, госпожа Бовари вновь погружается в тоску, из которой её вырывает новая, уже вполне взрослая страсть в виде первого в жизни любовника - Родольфа Буланже. Эмма видит в 34 -летнем красавце романтического героя, в то время как богатый помещик воспринимает женщину, как очередную любовницу. Госпожу Бовари хватает на полгода возвышенной любви, после чего её отношения с Родольфом переходят в статус "семейных". При этом разрыв с мужчиной Эмма воспринимает настолько болезненно, что, как и положено всем романтическим героиням, чуть не умирает от нервной горячки.
Последний этап духовного падения Эммы приходится на второго любовника, первого любимого - Леона Дюпюи. Встретившиеся спустя несколько лет герои уже обладают необходимой для создания временной пары распущенностью и не испытывают никаких угрызений совести из-за происходящего. Напротив и Эмма, и Леон наслаждаются своей любовью, но делают это до тех пор, пока не наступает очередное пресыщение.
Любовные похождения госпожи Бовари проходят для мужа незамеченными. Шарль боготворит супругу и слепо доверяет ей во всём. Будучи счастлив с Эммой, он совсем не интересуется тем, что чувствует она, хорошо ли ей, всё ли её устраивает в жизни? Госпожу Бовари это приводит в бешенство. Возможно, будь Шарль более внимательным, она смогла бы установить с ним хорошие отношения, но каждый раз, когда она пытается найти в нём что-то положительно, он неизменно разочаровывает её - своей душевной чёрствостью, врачебной беспомощностью, даже своим горем, свалившимся на него после смерти отца.
Запутавшись в чувствах, Эмма одновременно путается и в деньгах. В начале она покупает вещи для себя - чтобы развлечься, успокоиться, приблизиться к красивой жизни; затем начинает делать подарки любовникам, обустраивать своё любовное гнёздышко в Руане, транжирить деньги на чувственные удовольствия. Финансовый крах приводит Эмму к краху духовному. Она всей душой ощущает моральное превосходство мужа, и намеренно уходит из жизни, в которой так и не нашла счастья. Шарль прощает жене измены и потерю состояния. Он любит её вопреки всему, и умирает вслед за ней, потому что жить без неё не может.
Сатирическая составляющая
Флобер высмеивает провинциальные нравы и выявляет закономерности формирования личности в провинциальном мещанском социуме. "Мадам Бовари" - это попытка художественного исследования социальной реальности, типичных её проявлений и тенденций. Автор детально описывает, как сформировались Эмма и Шарль под влиянием мещанских предрассудков. Они с детства приучены быть "золотой серединой". Главное в этой умеренной жизни - обеспечить себя и выглядеть пристойно в глазах общества.
Яркий пример мещанской расчётливости: мать Шарля, почтенная и умудрённая опытом женщина, выбрала ему невесту по размеру годового дохода. Семейное счастье пропорционально заработку. Мерилом общественного признания в этой среде является платёжеспособность. Воплощение идеального провинциального мещанина - образ аптекаря Оме. Его пошлые сентенции блестят бытовой, практической мудростью, которая оправдывает всякого, кто обеспечен и хитёр настолько, что скрывает свои пороки под жирным слоем благочестия. Мелочные расчеты, чревоугодие, нарочитая хозяйственность, мелкое тщеславие, тайные любовные приключения на стороне, зацикленность на физической стороне любви - вот ценности и радости этого общества.
Эмма Бовари отличается от мещанского эталона тем, что замечает его пороки и бунтует против заурядного устройства провинциального быта, но она сама является частью этого мира, не может бунтовать против себя. Характер человека очень зависим от среды его обитания, поэтому Эмма впитала провинциальность с молоком матери, ей не измениться без радикальной перемены окружения.