Найти тему

Психологический роман Флобера

Оглавление

Обзор книги (2009)

                                                       Обложка книги Флобера
Обложка книги Флобера

Роман "Госпожа Бовари" занимает и по сей день определённое место в литературе. Стиль его больше относится к психологическому и драматическому жанру, так как он довольно-таки хорошо продуман и прост в восприятии, где каждое слово является совершенством. Сильно отражен в нём дух реализма, когда в те времена вовсю освещались романтика и лирика того времени, несмотря на войны и революции.

Флобер пошел наперекор всему серому и обыденному. Он идеально подчеркнул стиль французской действительности и яркий и запоминающийся образ персонажей своего произведения: здесь патриотизм и в тоже время отторжение любого новаторства и современности, любовь и сострадание вперемешку с серой обыденностью и равнодушием.

С момента рождения замысла и до публикации произведения прошло долгих пять лет. Всё это время писатель очень тщательно работал над текстом романа, первоначально имевшим тысячу страниц и урезанным до четырёхсот. В "Госпоже Бовари", как ни в каком другом творении французского классика, проявилась его уникальная художественная манера, заключающаяся в лаконизме, ясности выражения мысли и предельной точности слова.

Работа над романом далась Флоберу нелегко. С одной стороны ему было неприятно писать о пошлой жизни среднестатистических буржуа, с другой - он пытался сделать это как можно лучше, чтобы показать читателю всю подноготную провинциальной мещанской жизни.

Содержание своими словами

Главными героями данного произведения являются: врач Шарль Бовари, его родители, супруга Эмми, её отец Руо фермер, любовники героини - ловелас Родольф и сын нотариуса Леон, Берта, дочь главной героини, аптекарь Оме, торговец Лере.

Выучившись на врача, Шарль по-настоянию матери женился на якобы богатой 45-летней вдове судебного исполнителя Элоизе, но вскоре она умерла после того, как все узнали про её мнимое богатство. После её смерти Шарль зачастил в Берто домой к фермеру Руо, сломавшего ногу. Господин Бовари влюбился в Эмму и в итоге женился на ней, переехав в свой дом из её деревни в город. Его матери изначально не пришлась по душе невестка, так как она сильно ревновала к ней сына.

Вскоре после этого замужества Эмма под влиянием церковной учебы и романов размечталась про Париж, о страстях и другой светской жизни, пожалев о том, что вышла замуж за простого врача. Она сильно грустила от обыденности. Бовари пригласил на бал в Вобьесар маркиза де'Андервилья. Эмми навсегда запомнился тот вечер. По дороге домой из замка маркиза, жена Шарля, подобрала портсигар, потерянный виконтом.

Когда Эмме стало совсем плохо, то она вместе с Шарлем переехала в другой город Ионвиль, уже будучи беременной. Там она сильно подружилась с будущим юристом, юным Леоном, влюбившимся в неё всем сердцем. Они достаточно часто встречались, но она держалась неприступной и их роман так и не начался. Скоро она родила дочь Берту. В новом городе Бовари познакомились также с фармацевтом Оме, трактирщицей Лефрансуа, токарем Бине, священником и аббатом Бурнизьеном. У аптекаря было 4 детей, за которыми следил его слуга Жюстьен. Для дочери Эмма наняла няньку Роле. Лере предлагал ей свой товар ( в основном ткани) и она кое-что выбрала. С этого дня и начались её долги. Она продолжала быть недотрогой для Леона, потому что он сам не решался сделать первый шаг даже признавшись ей в любви. Эмма хотела посоветоваться со священником, но передумала. Вскоре Леон уехал на учебу во Францию, оставив жену Шарля в тоске.

После знакомства с Родольфом, их соседом, Эмма влюбилась в него, забыв о Леоне. Он же мечтал просто соблазнить девушку и потом бросить. Его дом находился в местечке Ла-Юшет. На выставке скота и выступлении там префекта Франции с похвалой земледельцам Родольф впервые признался Эмме в любви, чем привёл её в восторг. Аптекарь после данной выставки даже написал про неё несколько заметок. Он был ещё и лекарем с небольшим количеством пациентов, коллегой Шарля. Он согласился на услугу фермера для оздоровления Эммы предоставить лошадей, чтобы она смогла совершать конные прогулки. На одной из таких прогулок Родольфу и удалось наконец соблазнить девушку. Она затем сильно размечталась убежать с ним подальше отсюда. Настолько героиня была счастлива от нахлынувших чувств. Они продолжали переписываться с ним. Эмма сама прибегала к любовнику домой, чем сильно изумила его. Однажды по пути назад она застала Бине с карабином и с тех пор вела себя осторожнее.

Скоро Родольфу наскучила навязчивая Бовари, напоминавшая ему ветреных парижских женщин, и он призадумался про завершение их связи. Девушка же боялась его потерять. Ради собственной выгоды Оме уговорил Шарля на операцию конюха Ипполита по выпрямлению кривой стопы. Он очень мечтал об удаче и корысти для себя. Эта затея плохо кончилась. Хирург из Парижа в итоге ампутировал ногу конюху. Такой шаг пришлось ему предпринять сразу после неудачной операции Бовари. Эмма купила прислуге протез. У Лере она также приобрела хлыстик Родольфу. Она поведала ему о замысле побега с ним и дочкой. В шоке в письме он ответил ей отказом и уехал. Девушке стало плохо. Записку она потеряла на чердаке. Героиня даже хотела специально выпасть из окна на мостовую. Эмма чуть не умерла и приглашала к себе священника. Она в те моменты хотела стать святой. Она стала безразлична ко всему, хотя и заметила симпатию между прислугой.

                                                Кадр из фильма "Мадам Бовари" (2014)
Кадр из фильма "Мадам Бовари" (2014)

Оме с Бурнизьеном спорили на религиозную тему. Фармацевт не признавал Библию. После выздоровления главной героини аптекарь предложил её супругу свозить девушку в город Руан на оперу. Там её сначала поразил актёр и певец Лагарди, но встретив Леона, она забыла про всё на свете, вновь предаваясь страстям прошлого. После пребывания в Париже, Леон стал более раскованнее и развязнее, без труда соблазнив задержавшуюся в городе Эмму. Она не сразу поддалась его чарам и даже хотела отдать записку о невозможности их романа.

Вернувшись в Ионвиль, она невольно услышала скандал между аптекарем и Жюстьеном в связи с кончиной её свёкра. Лере стал требовать у мадам Бовари плату за приобретённые у него разные вещи и долг в размере 1000 фунтов. Муж предложил ей попросить помощи у Леона, съездив к нему в Руан. Он легко отпустил супругу в другой город одну. Там Эмма возобновила связь с бывшим любовником в гостинице "Булонь", а супругу врала о поездках еженедельных на уроки музыки к госпоже Лампрер. Затем их роман продолжился уже дома у Леона в Руане. Лере не переставал наносить ей визит и долг возрос до 4000 франков. Она продала дом в Берксвилле для оплаты долга. Когда Леон понял, что стал рабом главной героини, то решил прервать с ней отношения, и также ему начальство в нотариальной конторе грозило потерей должности, если вдруг он не порвёт связь с Бовари.

Лере угрожал Эмме описанием и арестом всего их с мужем имущества за выросшие долги. Девушку сильно напугал такой шаг. Она скрывала от мужа опись имущества, а затем прибежала за помощью к любовнику, но он не смог ей помочь. По дороге от Леона Эмма ехала с аптекарем и им вновь встретился нищий слепой. Сначала Оме был возмущен его появлением, а потом смягчился и дал мазь для лечения глаз вместе со своим адресом.

Дома в Ионвиле мадам Бовари безуспешно ходила к нотариусу за материальной помощью. Тот чуть не соблазнил её. Затем она просила подмоги у Бине и даже у Родольфа. В результате от отчаяния и безысходности Эмма попросила у Жюстьена ключ от кладовой и отравилась. Врач Каниве не смог её спасти. Берта испугалась случившегося. Шарль не хотел верить в то, что любимой жены больше нет. После гибели героини Оме с аббатом опять поспорили о религии в её комнате. Ни Лере, ни Родольф, ни Леон не были на похоронах Эммы. Шарль потом ещё долго горевал по супруге. На память о ней он отрезал и сохранил локон её волос. Прибывший господин Руо сокрушался смертью дочери, не увидев внучку, а мать Бовари напротив обрадовалась данному происшествию, надеясь, что сын теперь будет уделять ей больше времени. В итоге они поссорились из-за умершей и мать Шарля уехала.

Лере всё сильнее давил на Бовари, а от Лампрер он получил возмущение и требование заплатить за "уроки музыки" и доставку любовных писем. Влюблённые слуги, которых замечала Эмма, сбежали из их дома. Они украли все вещи хозяйки. Оме писал всё больше заметок, состояв при научной академии. Он продолжал лечить людей и даже составил труд "Общие статистические сведения про ионвильскую катоне с приложением климатологических наблюдений". Аптекарь мечтал получить награду от правительства. С Шарлем он заказал памятник Эмме. Слепцу лекарь помочь не смог. Видя, что дом Бовари находится под угрозой продаж с аукциона, Оме просил для семьи помощи. Жюстьен переехал в Руан и устроился на работу в бакалейную лавку.

В письме к Шарлю мать просила его отдать ей Берту. Он сначала согласился, а потом передумал. Бовари стал банкротом и стыдился такого положения дочери. Когда он нашел любовную переписку жены с Родольфом, то поначалу подумал лишь о плотской любви, но после прочтения всех записок и Леону и Родольфу, отчаянию вдовца не было предела. На базаре Шарль встретил Родольфа и удивился, за что его могла любить Эмма? За пивом в кабаке он простил его. В результате Бовари умер от горя в саду. Берты бабушка тоже скончалась, а деда подкосил паралич. Девочку взяла на воспитание тётя. Дочь Бовари поступила на прядильную фабрику, а Оме был награждён орденом Почетного легиона.

                                     Кадр из фильма по мотивам романа Флобера
Кадр из фильма по мотивам романа Флобера

Проблематика произведения

Художественная проблематика романа тесно связана с образом главной героини - Эммы Бовари, воплощающей в себе классический романтический конфликт, заключающийся в стремлении к идеалу и неприятию низменной действительности. Душевные метания молодой женщины, между тем, проходят на сугубо реалистическом фоне и не имеют ничего общего с возвышенными позициями прошлого. Она и сама, "при всей своей восторженности", была натурой "рассудочной": "в церкви ей больше всего нравились цветы, в музыке - слова романсов, в книгах волнения страстей...". "Чувственное наслаждение роскошью отождествлялось в её разгорячённом воображении с духовными радостями, изящество манер - с тонкостью переживаний".

Образ главной героини

Получившая стандартное женское воспитание в монастыре урсулинок Эмма всю жизнь тянется к чему-то необычному, но каждый раз сталкивается с пошлостью окружающего её мира. Первое разочарование настигает девушку сразу же после свадьбы, когда вместо романтического праздника при свете факелов она получает фермерскую пирушку, вместо медового месяца - бытовые заботы по обустройству нового дома, вместо статного, умного, стремящегося сделать карьеру мужа - доброго, ничем, кроме неё, не интересующегося, человека с некрасивыми манерами. Случайное приглашение на бал в замок Вобьесар становится сокрушающим для Эммы: она понимает, насколько сильно не устраивает её жизнь, впадает в тоску и приходит в себя только после переезда в Ионвиль.

Материнство не приносит главной героини радости. Вместо долгожданного сына Эмма рожает дочь. Купить желаемое детское приданое она не может из-за недостатка средств. Девочка, как и её отец, обладает заурядной внешностью. Эмма называет дочь Бертой - в честь незнакомой ей женщины с Вобьесарского бала - и практически забывает о ней. Любовь к дочери в госпоже Бовари просыпается вместе с тщетными попытками полюбить мужа, которые она делает на протяжении всего романа, разочаровавшись то в одной, то в другой своей страсти.

Первая влюблённость в помощника нотариуса, белокурого юношу Леона Дюпюи оборачивается для Эммы платонической, полной душевных переживаний связью. Госпожа Бовари не сразу догадывается о том, что происходит между ней и молодым человеком, но, поняв это, изо всех сил пытается удержаться в лоне семьи и общественной морали. На людях она "была очень печальна и очень тиха, очень нежна и в то же время очень сдержанна. Хозяйки восхищались её расчётливостью, пациенты - учтивостью, беднота - сердечность. А между тем она была полна вожделений, яростных желаний и ненависти". На этом этапе жизни от измены Эмму удерживает собственная "душевная вялость" и неопытность Леона.

Любовная линия в сюжете

После того, как измученный безответной любовью юноша уезжает в Париж, госпожа Бовари вновь погружается в тоску, из которой её вырывает новая, уже вполне взрослая страсть в виде первого в жизни любовника - Родольфа Буланже. Эмма видит в 34 -летнем красавце романтического героя, в то время как богатый помещик воспринимает женщину, как очередную любовницу. Госпожу Бовари хватает на полгода возвышенной любви, после чего её отношения с Родольфом переходят в статус "семейных". При этом разрыв с мужчиной Эмма воспринимает настолько болезненно, что, как и положено всем романтическим героиням, чуть не умирает от нервной горячки.

Последний этап духовного падения Эммы приходится на второго любовника, первого любимого - Леона Дюпюи. Встретившиеся спустя несколько лет герои уже обладают необходимой для создания временной пары распущенностью и не испытывают никаких угрызений совести из-за происходящего. Напротив и Эмма, и Леон наслаждаются своей любовью, но делают это до тех пор, пока не наступает очередное пресыщение.

                                                 Кадр из фильма "Госпожа Бовари" (1949)
Кадр из фильма "Госпожа Бовари" (1949)

Любовные похождения госпожи Бовари проходят для мужа незамеченными. Шарль боготворит супругу и слепо доверяет ей во всём. Будучи счастлив с Эммой, он совсем не интересуется тем, что чувствует она, хорошо ли ей, всё ли её устраивает в жизни? Госпожу Бовари это приводит в бешенство. Возможно, будь Шарль более внимательным, она смогла бы установить с ним хорошие отношения, но каждый раз, когда она пытается найти в нём что-то положительно, он неизменно разочаровывает её - своей душевной чёрствостью, врачебной беспомощностью, даже своим горем, свалившимся на него после смерти отца.

Запутавшись в чувствах, Эмма одновременно путается и в деньгах. В начале она покупает вещи для себя - чтобы развлечься, успокоиться, приблизиться к красивой жизни; затем начинает делать подарки любовникам, обустраивать своё любовное гнёздышко в Руане, транжирить деньги на чувственные удовольствия. Финансовый крах приводит Эмму к краху духовному. Она всей душой ощущает моральное превосходство мужа, и намеренно уходит из жизни, в которой так и не нашла счастья. Шарль прощает жене измены и потерю состояния. Он любит её вопреки всему, и умирает вслед за ней, потому что жить без неё не может.

Сатирическая составляющая

Флобер высмеивает провинциальные нравы и выявляет закономерности формирования личности в провинциальном мещанском социуме. "Мадам Бовари" - это попытка художественного исследования социальной реальности, типичных её проявлений и тенденций. Автор детально описывает, как сформировались Эмма и Шарль под влиянием мещанских предрассудков. Они с детства приучены быть "золотой серединой". Главное в этой умеренной жизни - обеспечить себя и выглядеть пристойно в глазах общества.

Яркий пример мещанской расчётливости: мать Шарля, почтенная и умудрённая опытом женщина, выбрала ему невесту по размеру годового дохода. Семейное счастье пропорционально заработку. Мерилом общественного признания в этой среде является платёжеспособность. Воплощение идеального провинциального мещанина - образ аптекаря Оме. Его пошлые сентенции блестят бытовой, практической мудростью, которая оправдывает всякого, кто обеспечен и хитёр настолько, что скрывает свои пороки под жирным слоем благочестия. Мелочные расчеты, чревоугодие, нарочитая хозяйственность, мелкое тщеславие, тайные любовные приключения на стороне, зацикленность на физической стороне любви - вот ценности и радости этого общества.

Эмма Бовари отличается от мещанского эталона тем, что замечает его пороки и бунтует против заурядного устройства провинциального быта, но она сама является частью этого мира, не может бунтовать против себя. Характер человека очень зависим от среды его обитания, поэтому Эмма впитала провинциальность с молоком матери, ей не измениться без радикальной перемены окружения.

Актуальность романа - отражение некоторых черт людей, которые живут по принципу начну новую жизнь с "понедельника", и всё наладится и всё будет хорошо. Образ Эммы заключен в неумении решать проблемы, приложить максимум усилий для создания своей земной идеальной жизни, а не воображаемой. Даже материнство не спасаёт её, ведь дети смысл жизни любой матери.

Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на мой канал!) Продолжение зарубежной классики следует...