Найти тему
Russos

Необычные тоннели около станции «Красные ворота». Спустился на путь и показываю вам

Около станции «Красные ворота» находится очень интересный узел тоннелей. Там вообще много чего интересного находится, а строительство этой станции было весьма сложным и на грани технического риска. Об этом вы можете прочитать в моем материале здесь :

Про интересное вокруг я как нибудь расскажу отдельно — это командный пункт НКПС, который сначала был под платформой, а потом переехал в отдельный спецобъект. А пока давайте посмотрим на красивые тоннели.

Но сначала небольшой фрагмент из книги Как мы строили метро (рекомендую читать). Глава называется Узел тоннелей и как раз рассказывает о строительстве этого узла

Наши шахты должны были выполнить сложный комплекс работ на подходах к станции «Красноворотская».
Люди, побывавшие в московской подземке, помнят, что в некоторых участках трассы нормальные двухпутные тоннели через систему широких уступов расходятся на два однопутных тоннеля. Это узел подземных путей. Здесь стоят стрелки. Здесь поезд, вылетающий из узкого жерла тоннеля, попадает в просторные и свободные пространства — переходные камеры. Дальше однопутные тоннели бегут уже «в одиночестве», чтобы подвести составы к платформе подземной станции.
Устройство такого узла тоннелей и пришлось на долю наших шахт.
Точнее: что сделали шахты? Построили два однопутных тоннеля общей длиной в 301 метр. Соорудили три переходных камеры, соединившие нормальный двухпутный тоннель с двумя однопутными. И наконец прошли отрезок нормального двухпутного тоннеля.
В общем мы построили 301 метр однопутных тоннелей и 132 метра двухпутных. Весь этот подземный комплекс проходит от станции «Красноворотская», идет вниз по Каланчевской улице и, не доходя 13 метров до Южного переулка, смыкается с двухпутным тоннелем. «Опытный» пассажир метро сумеет во время подземного путешествия заметить эту часть сооружения и оценить его масштабы, размах и техническую эффектность.
Начнем путешествия с путей станции «Красные ворота» и сначала заглянем в сторону станции «Чистые Пруды».
Начнем путешествия с путей станции «Красные ворота» и сначала заглянем в сторону станции «Чистые Пруды».

В сторону станции «Чистые пруды» все относительно просто — два однопутных тоннеля сооруженных горным способом.

Красивый тоннель в строну станции «Чистые пруды».
Красивый тоннель в строну станции «Чистые пруды».
И такое есть. Скорее всего это делали уже потом, когда приспосабливали метрополитен под ГО.
И такое есть. Скорее всего это делали уже потом, когда приспосабливали метрополитен под ГО.
Слева антенна сотовой связи.
Слева антенна сотовой связи.
Больше сбоек богу сбоек! Скорее всего там электричество, судя по кабелям.
Больше сбоек богу сбоек! Скорее всего там электричество, судя по кабелям.
А это рудименты бывшего КП НКПС, который находился под платформой. Там было жарко и делали дополнительную вентиляцию.
А это рудименты бывшего КП НКПС, который находился под платформой. Там было жарко и делали дополнительную вентиляцию.
Агрегат для промывки тоннелей водой.
Агрегат для промывки тоннелей водой.
После станции идут сначала два однопутных тоннеля.
После станции идут сначала два однопутных тоннеля.
В них поставили затворы. Предположительно в 50-е года.
В них поставили затворы. Предположительно в 50-е года.
Подземная красота!
Подземная красота!
Весь перегон между Красными воротами до участка кессонной группы был пройден закрытым способом.
Весь перегон между Красными воротами до участка кессонной группы был пройден закрытым способом.
Первая камера при длине в 23 метра имеет ширину в 9,8 метра. Вторая камера занимает по ширине 10,8 метра, а длина ее 11 метров. Третья камера тянется в ширину на 12,3 метра, а в длину на 11,5 метра.
Первая камера при длине в 23 метра имеет ширину в 9,8 метра. Вторая камера занимает по ширине 10,8 метра, а длина ее 11 метров. Третья камера тянется в ширину на 12,3 метра, а в длину на 11,5 метра.
Двухпутный тоннель глубокого заложения. Для Москвы очень редок. Есть буквально пару мест на первой очереди и несколько на последующих (в тупиках). Современные двухпутные тоннеля в расчет не беру.
Двухпутный тоннель глубокого заложения. Для Москвы очень редок. Есть буквально пару мест на первой очереди и несколько на последующих (в тупиках). Современные двухпутные тоннеля в расчет не беру.
Разработку калотт для трех переходных камер я считаю исключительно сложной задачей. Величина подземных выработок здесь значительно превосходила размеры нормального двухпутного тоннеля. Тут требовались новые, усложненные методы работ, ибо кругом клокотали водоносные породы. Сверху и сбоку давили недра, пытаясь ворваться к нам и смести с лица земли (вернее, из «нутра» ее) все сотворенное нами сооружение.
Разработку калотт для трех переходных камер я считаю исключительно сложной задачей. Величина подземных выработок здесь значительно превосходила размеры нормального двухпутного тоннеля. Тут требовались новые, усложненные методы работ, ибо кругом клокотали водоносные породы. Сверху и сбоку давили недра, пытаясь ворваться к нам и смести с лица земли (вернее, из «нутра» ее) все сотворенное нами сооружение.
Сбойка.
Сбойка.
Учиться нам приходилось в процессе борьбы за тоннель. Трудности возникали на каждом шагу. Расплачиваться за промах, зевок, неосторожность, беспечность нам приходилось тут же. Прекрасная школа!
Учиться нам приходилось в процессе борьбы за тоннель. Трудности возникали на каждом шагу. Расплачиваться за промах, зевок, неосторожность, беспечность нам приходилось тут же. Прекрасная школа!
Как-то шахта недоучла всей сложности геологии и поставила в штольне неправильное крепление. Это чуть не привело к катастрофе и не вывело из строя 26-дюймовую мытищинскую водопроводную магистраль. Этот урок мы учли при кессонных работах у дома № 6.
Как-то шахта недоучла всей сложности геологии и поставила в штольне неправильное крепление. Это чуть не привело к катастрофе и не вывело из строя 26-дюймовую мытищинскую водопроводную магистраль. Этот урок мы учли при кессонных работах у дома № 6.
Кессонный участок.
Кессонный участок.
Подземный мир нашей шахты был велик и разнообразен. Его нельзя было охватить одним способом работ. Он заставлял нас искусно применяться к своим требованиям и законам. Нам приходилось хитрить с враждебными силами в недрах, иначе они перехитрили бы и раздавили нас.
Подземный мир нашей шахты был велик и разнообразен. Его нельзя было охватить одним способом работ. Он заставлял нас искусно применяться к своим требованиям и законам. Нам приходилось хитрить с враждебными силами в недрах, иначе они перехитрили бы и раздавили нас.
Перед нами всегда был изумительный пример всеохватывающей энергии, воли и выдержки — Лазарь Моисеевич Каганович. После каждой встречи с ним перед нами открывалась какая-нибудь не замеченная раньше возможность ускорения и перестройки работы.
Перед нами всегда был изумительный пример всеохватывающей энергии, воли и выдержки — Лазарь Моисеевич Каганович. После каждой встречи с ним перед нами открывалась какая-нибудь не замеченная раньше возможность ускорения и перестройки работы.
Спасибо за внимание! Пора обратно на станцию.
Спасибо за внимание! Пора обратно на станцию.

Несмотря ни на что, ни на какие сложности, трудности и коллизии первая очередь Московского метро была построена в небывалые сроки. Почти 90% объема работ был выполнен за 1934 год. Его именно построили. Комсомольцы, проходчики, добровольцы, инженеры, рабочие. Его строила вся страна.

И как бы некоторым не хотелось бы очернить историю, но увы. На стройке метро не работали заключенные. И метро действительно построили, а не «откопали», как считают некоторые дурилки.