В «Природе Средиземья» рассказывается о флоре и фауне Нуменора, в частности, о животных, которых «нуменорцы звали «лополди». Число их было велико, размножались они быстро и являлись ненасытными травоядными; так что лисы считались лучшим и самым естественным способом удержать их в рамках, и люди охотились на лис и досаждали им редко. В ответ, или же потому что пищевых ресурсов у них и без того было в обилии, лисы, кажется, никогда не обретали привычки охотиться на принадлежавшую нуменорцам домашнюю птицу. «Лополди», по-видимому, были кроликами, животными, о которых раньше в северо-западных землях Средиземья совсем не знали. Нуменорцы не считали их за еду и довольствовались тем, что оставляли их лисам.
Медведи жили там в значительных количествах, в горных или скалистых районах; и чёрная и бурая разновидности. Большие чёрные медведи встречались по большей части на Форостаре [северный полуостров Нуменора – примечание переводчика]. Странными были взаимоотношения медведей и людей. Сначала медведи проявляли по отношению к новоприбывшим дружелюбие и любопытство; и такими же были ответные чувства. Никогда между людьми и медведями не существовало никакой враждебности; хотя во время гона и когда медвежата ещё не подросли, если зверей потревожить, они могли разозлиться и представлять опасность. Нуменорцы не тревожили их, кроме как по неудачному стечению обстоятельств. За всё время медведи убили очень мало нуменорцев; и эти несчастные случаи не рассматривались как повод для объявления войны всему их роду. Многие медведи были совсем ручными. Они никогда не жили у людей в домах или поблизости, но часто навещали их, как обычно один домовладелец заходит к другому. В таких случаях им часто предлагали мёд, к полному их удовольствию. Лишь изредка «плохой медведь» нападал на ульи прирученных пчёл. Самым странным явлением были медвежьи пляски. У медведей, особенно чёрных, были собственные удивительные пляски; но похоже, что затем они развились и улучшились при наставничестве людей. Порой медведи плясали для развлечения людей, с которыми подружились. Самой известной была Пляска Больших медведей («руксоалэ») Томполлэ на Форостаре [the Great-Bear-dance (ruxöalë) of Tompollë in the Forostar], на которую каждый год приходили много людей из разных мест острова, так как происходила она вскоре после Эруханталэ [третья из ежегодных молитв, когда король благодарил Бога за урожай – примечание переводчика], на которую собиралось великое множество нуменорцев. Для тех, кто не привык к этим зверям, медленные (но величественные) движения медведей, которых собиралось по 50 или даже больше, казались удивительными и комичными. Но все зрители на этом зрелище понимали, что открытого смеха быть не должно. Смех людей медведи понять не могли: этот звук тревожил их и злил.
В лесах Нуменора водилось множество белок, по большей части рыжих, хотя некоторые были тёмно-бурыми или чёрными. Никто из них не боялся, и все легко приручались. Особенно их любили женщины Нуменора. Часто они жили на деревьях вблизи усадьбы и приходили, когда <…>»
В другом фрагменте говорится, по-видимому, об озере Нисинен, располагавшемся «примерно в трёх милях от моря: его называли так из-за обилия росших по его берегам благоуханных кустарников и цветов. В озерках и топях у нижнего течения Сириля жило множество угрей».
В Нуменоре птиц водилось без числа, от великих орлов до крошечных «киринки», которые были не больше крапивника, но с алым оперением и с голоском таким тоненьким, что человеческое ухо едва улавливало его. Орлов было несколько видов; но всех считали священными птицами Манвэ и никогда не обижали и не стреляли в них, доколе не настали злые дни и не отреклись люди от Валар. До той поры и орлы, в свою очередь, не обижали людей и не охотились на их животных. Около двух тысяч лет, со дней Эльроса до поры Тар-Анкалимона, сына Тар-Атанамира, на вершине башни королевского дворца в Арменелосе располагалось гнездо золотых орлов. Пара птиц всегда обитала там, живя щедротами государя.
Птицы, что живут у моря, плавают и ныряют, питаясь рыбой, водились в Нуменоре в бесчисленных количествах. Нуменорцы никогда преднамеренно их не обижали и не убивали, и были к ним совершенно дружелюбны. Моряки говорили, что, будь они даже слепыми, по птичьему гомону узнали бы они, что дом уже близко. И когда приближался любой корабль, с берега поднимались огромные стаи морских птиц и носились над кораблём, с единственной целью поприветствовать и выразить свою радость. Некоторые сопровождали корабли в их походах, даже тех, что вели в Средиземье.
Вдали от берега птицы были не столь многочисленны, но тем не менее, водились в изобилии. Кроме орлов, некоторые из них, такие как разнообразные соколы и ястребы, также были хищниками. Водились и вóроны, особенно на севере, и другие родственные им птицы, живущие стаями, галки и ворóны – на земле, а у морских утёсов жило множество клушиц. Малыми певчими птицами с прекрасными голосами изобиловали поля, заросшие тростником заболоченные озерца и леса. Многие слабо отличались от населявших земли, откуда пришли эдайн; но вьюрковые были более разнообразны, многочисленны и сладкоголосы. Некоторые были маленького размера и все белые, другие полностью серые; а третьи – целиком золотые, те, что с большим удовольствием пели, издавая долгие ритмичные трели, по весне и в начале лета. Они почти не боялись любивших их эдайн. Сажать певчих птиц в клетки считалось дурным делом. Для тех, кто были «ручными», в этом и нужды не возникало: те, кто по доброй воле связались с усадьбой, поколениями жили рядом с одним и тем же домом и пели на крыше, на подоконнике или даже в «солмар», или комнатах тех, кто их привечал. В клетках обитали по большей части те птицы, которых вырастили из птенцов, чьи родители погибли от несчастного случая или от хищных пернатых; но даже и они в основном обладали свободой улетать и возвращаться, когда хотят. Соловьи встречались почти во всех местах Нуменора, за исключением севера, но нигде не были многочисленны. В северных краях обитали большие белые совы, но другие птицы их породы отсутствовали.
О местных деревьях и других растениях мало записей. Хотя семена или побеги некоторых растений доставили из Средиземья, а других (как уже говорилось) – с Эрессеа, похоже, что при прибытии эдайн строевого леса было много. О деревьях, уже им известных, говорилось, что им не хватало граба, малого клёна и цветущего каштана; но обнаружились другие, что казались в новинку: шершавый вяз, каменный дуб, высокий клён и съедобный каштан. В Хьярростаре обнаружили они и грецкий орех; и «лауринквэ», которое любили из-за его цветов, поскольку больше ни для чего это дерево не использовалось. Называли его так («золотой дождь») из-за длинных гроздьев жёлтых цветов; и некоторые люди, слышавшие от эльдар о Лаурелин, Золотом Древе Валинора, верили, что лауринквэ происходит от этого великого Древа, и что его семена привезли сюда эльдар, но это было не так. В Нуменоре росла и дикая яблоня, вишня и груша, но те, что выращивались в садах, происходили из Средиземья, будучи дарами эльдар. В Хьярнустаре рос дикий виноград; но виноградники Нуменора, кажется, также обязаны своим происхождением эльдар. От множества лесных и полевых цветов и трав мало теперь осталось записей и воспоминаний; но в старых песнях часто поют о лилиях, множество сортов которых – одни маленькие, другие высокие и красивые, некоторые с одним цветком, некоторые увешанные множеством колокольчиков и рожков, и все ароматные – доставляли эдайн удовольствие.
На землю эту многое доставили эдайн из Средиземья: овец, коров, лошадей и собак; фруктовые деревья и зерно. Здесь им встретились водоплавающие птицы, такие как гуси или утиные, но других они также привезли с собой и скрестили с местными разновидностями. Гуси и утки были домашними птицами на их фермах; а кроме того они держали множество сизарей, или одомашненных голубей, в больших домиках, или голубятнях, в основном, ради яиц. Куриных они не знали и на острове не встречали; однако вскоре после великих плаваний моряки начали привозить из южных и восточных земель петухов и куриц, и в Нуменоре те процветали: многие сбежали и жили в лесах, хотя там их преследовали лисы».
(Частично использован перевод Н. Некрасовой, адаптированный там, где текст оригинала отличается от фрагментов, опубликованных в «Неоконченных преданиях Нуменора и Средиземья»).
Автор статьи - Константин Пирожков. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.
Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!