– Как правильно общаться с неверующими или невоцерковленными?
Отец Андрей:
– Я думаю, что все мы проходим через некую ошибочную «бинарность».
Сначала мы хотим всех привести к Богу. В результате – никого не приводим.
Потом – возникает вторая крайность – ни с кем не общаться.
И только потом возникает некая такая серединка, когда мы уже никого никуда не приводим. Мы просто живем своей верой. Но и от родных не отрекаемся. Мне кажется, что вот эта вот середина должна и быть взыскуема. Мы не можем без ошибок жить.
Нужно общаться со всеми. Но общаться так, как нужно общаться с людьми, а не как с объектом миссии. Если это не бес, а человек, с ним всегда есть о чем поговорить.
Нужно избегать обоих крайностей. Этого миссионерства бесполезного. Потому что мы никого не можем привести к Богу. Этот ужасный факт мне давно известен. Мы пытаемся. Кричим, пляшем и танцуем, чтобы привлечь внимание к себе. Но...если Господь не подтолкнет человека, мы ничего не можем сделать. Счастливый человек, который хоть кого-нибудь привел к Богу. Но большинство из нас не может ничего сделать. И таким кавалерийским наскоком они приобретают врагов и теряют друзей.
Поэтому, нужно успокоиться и никого не приводить к Богу. Дай Бог самому в вере устоять. По нынешним временам это уже довольно дорого стоит.
Ну и общаться нужно. Люди же интересные.
Меня удивляет, что есть много хороших людей, но неверующих людей. Трудолюбивый – это великая похвала. Трезвый – это громадная похвала. Семьянин. Или долго на свете живущий... Он уже много видел, и кое-что на свете знает – и почему-то не верующий. Он лучше меня по всем параметрам. Но почему-то не верующий. Почему? Подождем.
Потом – последние будут первыми, а первые – последними. В Евангелие же тоже такое есть. Ух! Страшновато!
Так что – общайтесь со всеми. Никого не тащите никуда. Спокойно живите, чтобы все видели, что вы просто верующий человек. Господь вошел в вашу жизнь, и вы не можете от этого отказаться. Потом – они сами спросят. А вот, когда – спросят, нужно будет правильно ответить. Для этого нужно иметь образование и духовный опыт.