Найти в Дзене
Голос Таганрога

Трамваи Таганрога. Современные проблемы и борьба с властями.

Как и обещали, публикуем вторую часть про трамваи Таганрога!

В первой части мы рассказывали про строительство и появление путей, затронули военное и немного послевоенное время (кому интересно, можете почитать здесь). Сейчас мы затронем период, который проходил с 70-е до наших дней. И поверьте, в последние годы таганрогский трамвай переживает гораздо большие изменения и шумиху, сопоставимые разве что лишь с моментом его появления.

Впрочем, не станем томить, а начнем по порядку.

70-е для таганрогского трамвая были не сильно существенными, десятилетие прошло относительно спокойно и обыденно. Были незначительные изменения, связанные с перераспределением линий, а также появлением транспортных конкурентов - троллейбусов и автобусов.

Перенесемся в 1980-е. В этот период трамвай празднует свой крупный юбилей - ему исполняется ровно полвека. В честь этого начинается реконструкция депо. Последние старые послевоенные модели КТМ-1/2 окончательно списываются и отправляются на пенсию. Незначительная часть путей была вовсе демонтирована ввиду своей невостребованности или неудобства для расширения.

Также было принято решение перенести часть транспортных путей с улицы Чехова на Кузнечную. Часть ремонтных работ этого периода имеет даже собственную "кинохронику"!

90-е. Объективно страшное время. Неудивительно ни то, что трамвай в этот период приостановил свое масштабирования и автоматизацию, а то, что он в принципе не прекратил свое существование в эти непростые года.

-2

Однако, несмотря на то, что денег, возможностей и средств у города тогда не было, внешний вид трамваев старались поддерживать - на фотографиях тех годов можно заметить, что транспорт ухоженный, чистый и свежеокрашенный. Можно предположить, что неравнодушные сотрудники и ответственные лица не только облагораживали "фасад", но и заботились о "внутренностях".

Кстати, те самые атмосферные модели трамваев КТМ-8 стали ходить именно с 1990-х.

-3

Думаем, у многих их дизайн также ассоциируется с детством, музыкальными кассетами, тетрисом и телевизионной рекламой тех времен :)

-4

Впрочем, мы уже немного отвлеклись и отошли от темы.

Наверно, мы вас удивим, если скажем, что в это ностальгическое время несколько месяцев поездка на трамвае вовсе ничего не стоила! И дело было вовсе не в человеколюбии - просто трамвай "осиротел" и стал бесхозным: чтобы наладить платежную систему и следить за ней нужно было много сил и денег, которых, как вы понимаете, особо ни у кого не было. Но власти Таганрога нашли выход - транспорт стал сдаваться в аренду! Да-да, как сейчас администрация может предоставлять помещения для бизнеса, в те времена она давала целые вагоны. Таким образом, трамвай для некоторых семей становился основным и значимым источником заработка.

-5

Однако даже вопреки транспорту-"конкурентам", отсутствию достойного бюджетирования и обслуживания, трамвай до сих пор являются самым любимым и популярным средством передвижения у местных жителей и гостей города.

Наше время, после 2010 года. К несчастью, трамваю не уделяется столько внимания, сколько хотелось бы. Легендарная таганрогская достопримечательность состоит из старых вагонов 80-х и 90-х годов.

Но будем честны - подвижки и попытки были, а предложения по модернизации и улучшению продолжают поступать.

Например, сообщество "Боевое братство" в 2013 году сделало очень умный ход как для истории трамвая, так и в целом для России: организовало музей внутри трамвая в целях патриотического воспитания молодежи.

Кроме этой оригинальной идеи была и другая, но направленная уже конкретно на популяризацию трамвая: с 2013 в 999 тиражах была выпущена газета "Трамвайные истории". Даже номера этого издания можно было получить только в трамвае, что тоже весьма примечательно и забавно. Раздавалась газета совершенно бесплатно всем желающим.

Титульная страничка одного из номеров газеты
Титульная страничка одного из номеров газеты

2014 год. Трамвай держался как стойкий воин, но даже этого было недостаточно. Управляющий ТТУ Коновалов поделился печальной новостью: денег нет, депо почти банкрот. Директор попробовал затребовать бюджетирование, но встретив отказ, выставил предложение о сокращении льготных проездов.

-7

2021 год наше время. За период с 2014 года было много слухов касательно замены трамвая или поиску его альтернативы. Так или иначе, но стали ходить совсем неприятные разговоры о том, чтобы трамвайные пути вовсе убрать. Однако любые попытки Администрации и властей официально заикнуться о подобном были встречены негативной реакцией неравнодушных местных жителей.

-8

Лишь в этом году Администрация Таганрога пошла на уступки и подписала соглашение с ООО «Синара-Городские Транспортные Решения Таганрог». Это глобальный проект по улучшению, переработке и модернизации всей транспортной сети. Завершение всех работ запланировано на конец следующего года.

Проект очень большой, а стратегия - перспективная. Уже точно было заявлено, что маломобильные горожане тоже смогут прокатиться на трамвае - специально для них будет запущено один низкопольный вагон.

Без внимания не остался и дизайн будущих вагонов: было проведено целое голосование, в ходе которого местные жители могли высказать свое видение. Победил красный цвет для внешней окраски :)

В общем, если подвести итоги, то совершенно точно можно сказать, что трамвай как был, так и остался частью души Таганрога, и совсем немудрено, что любые новости, связанные с ним, вызывают такой большой ажиотаж.

Например, последняя новость об улучшении транспортного положения стала причиной для создания новых мемов и шуток у молодежи.

Будем надеяться, что у Администрации все действительно получится, и легендарный таганрогский трамвай получит новую красивую жизнь.