Как и обещали, публикуем вторую часть про трамваи Таганрога!
В первой части мы рассказывали про строительство и появление путей, затронули военное и немного послевоенное время (кому интересно, можете почитать здесь). Сейчас мы затронем период, который проходил с 70-е до наших дней. И поверьте, в последние годы таганрогский трамвай переживает гораздо большие изменения и шумиху, сопоставимые разве что лишь с моментом его появления.
Впрочем, не станем томить, а начнем по порядку.
70-е для таганрогского трамвая были не сильно существенными, десятилетие прошло относительно спокойно и обыденно. Были незначительные изменения, связанные с перераспределением линий, а также появлением транспортных конкурентов - троллейбусов и автобусов.
Перенесемся в 1980-е. В этот период трамвай празднует свой крупный юбилей - ему исполняется ровно полвека. В честь этого начинается реконструкция депо. Последние старые послевоенные модели КТМ-1/2 окончательно списываются и отправляются на пенсию. Незначительная часть путей была вовсе демонтирована ввиду своей невостребованности или неудобства для расширения.
Также было принято решение перенести часть транспортных путей с улицы Чехова на Кузнечную. Часть ремонтных работ этого периода имеет даже собственную "кинохронику"!
90-е. Объективно страшное время. Неудивительно ни то, что трамвай в этот период приостановил свое масштабирования и автоматизацию, а то, что он в принципе не прекратил свое существование в эти непростые года.
Однако, несмотря на то, что денег, возможностей и средств у города тогда не было, внешний вид трамваев старались поддерживать - на фотографиях тех годов можно заметить, что транспорт ухоженный, чистый и свежеокрашенный. Можно предположить, что неравнодушные сотрудники и ответственные лица не только облагораживали "фасад", но и заботились о "внутренностях".
Кстати, те самые атмосферные модели трамваев КТМ-8 стали ходить именно с 1990-х.
Думаем, у многих их дизайн также ассоциируется с детством, музыкальными кассетами, тетрисом и телевизионной рекламой тех времен :)
Впрочем, мы уже немного отвлеклись и отошли от темы.
Наверно, мы вас удивим, если скажем, что в это ностальгическое время несколько месяцев поездка на трамвае вовсе ничего не стоила! И дело было вовсе не в человеколюбии - просто трамвай "осиротел" и стал бесхозным: чтобы наладить платежную систему и следить за ней нужно было много сил и денег, которых, как вы понимаете, особо ни у кого не было. Но власти Таганрога нашли выход - транспорт стал сдаваться в аренду! Да-да, как сейчас администрация может предоставлять помещения для бизнеса, в те времена она давала целые вагоны. Таким образом, трамвай для некоторых семей становился основным и значимым источником заработка.
Однако даже вопреки транспорту-"конкурентам", отсутствию достойного бюджетирования и обслуживания, трамвай до сих пор являются самым любимым и популярным средством передвижения у местных жителей и гостей города.
Наше время, после 2010 года. К несчастью, трамваю не уделяется столько внимания, сколько хотелось бы. Легендарная таганрогская достопримечательность состоит из старых вагонов 80-х и 90-х годов.
Но будем честны - подвижки и попытки были, а предложения по модернизации и улучшению продолжают поступать.
Например, сообщество "Боевое братство" в 2013 году сделало очень умный ход как для истории трамвая, так и в целом для России: организовало музей внутри трамвая в целях патриотического воспитания молодежи.
Кроме этой оригинальной идеи была и другая, но направленная уже конкретно на популяризацию трамвая: с 2013 в 999 тиражах была выпущена газета "Трамвайные истории". Даже номера этого издания можно было получить только в трамвае, что тоже весьма примечательно и забавно. Раздавалась газета совершенно бесплатно всем желающим.
2014 год. Трамвай держался как стойкий воин, но даже этого было недостаточно. Управляющий ТТУ Коновалов поделился печальной новостью: денег нет, депо почти банкрот. Директор попробовал затребовать бюджетирование, но встретив отказ, выставил предложение о сокращении льготных проездов.
2021 год наше время. За период с 2014 года было много слухов касательно замены трамвая или поиску его альтернативы. Так или иначе, но стали ходить совсем неприятные разговоры о том, чтобы трамвайные пути вовсе убрать. Однако любые попытки Администрации и властей официально заикнуться о подобном были встречены негативной реакцией неравнодушных местных жителей.
Лишь в этом году Администрация Таганрога пошла на уступки и подписала соглашение с ООО «Синара-Городские Транспортные Решения Таганрог». Это глобальный проект по улучшению, переработке и модернизации всей транспортной сети. Завершение всех работ запланировано на конец следующего года.
Проект очень большой, а стратегия - перспективная. Уже точно было заявлено, что маломобильные горожане тоже смогут прокатиться на трамвае - специально для них будет запущено один низкопольный вагон.
Без внимания не остался и дизайн будущих вагонов: было проведено целое голосование, в ходе которого местные жители могли высказать свое видение. Победил красный цвет для внешней окраски :)
В общем, если подвести итоги, то совершенно точно можно сказать, что трамвай как был, так и остался частью души Таганрога, и совсем немудрено, что любые новости, связанные с ним, вызывают такой большой ажиотаж.
Например, последняя новость об улучшении транспортного положения стала причиной для создания новых мемов и шуток у молодежи.
Будем надеяться, что у Администрации все действительно получится, и легендарный таганрогский трамвай получит новую красивую жизнь.