Найти тему
Мир Арта Гаспарова

Как грамотно отказать начальнику, который уже надоел с личными просьбами

Иногда на работе некоторым начальникам кажется, что они ухватили Бога за бороду и могут позволить себе в отношениях с подчиненными все, что пожелают. В трудовом договоре написаны одни обязанности, а по факту, порой кажется, что крепостное право никто и не отменял. Личные просьбы загружаются в реальность сотрудников чаще, чем обновления мобильных приложений.

-2

"Сходи в магазин, купи мне тех булок с творогом", "у меня дома интернет что-то плохо работает, иди разберись", "там в прачке надо забрать мои костюмы, сделай после работы", "у подруги собачка чихает, своди ее в субботу к ветеринару", – это лишь вершина айсберга неудобных, личных просьб, с которыми сталкивался мой знакомый, занимавший должность старшего менеджера. Менеджера, друзья, а не личного ассистента.

К сожалению, таких примеров много. Недавно один из читателей написал, что его начальник просит его постоянно подвозить после работы до метро, хотя человеку ехать совершенно в другую сторону. Как быть в подобных ситуациях, как решительно расставить границы и грамотно отказать начальнику, который уже надоел с личными просьбами?

Есть два эффективных способа. Первый сводится к тому, что вы прорабатываете альтернативу текущей работе. Часто мы соглашаемся на невыгодные и неудобные личные просьбы, которые не входят в наш круг обязанностей, потому что боимся потерять работу.

Так, вы находите место, куда вы сможете перейти, если начальник вас "не услышит". Когда у вас будет запасной вариант, вы сможете смело сказать руководителю, что готовы работать строго в рамках ваших официальных трудовых функций. Если ему что-то не нравится или есть претензии к вашей работе, вы легко готовы завершить отношения и уйти в любой момент.

Второй способ подойдет во всех тех случаях, когда вы по самым разным причинам не можете, не готовы или решительно не желаете менять работу. И во всех тех случаях, когда личные просьбы начальника надоели, но в принципе, как говорится, "жить можно". Этот способ основывается на так называемом методе "встречных просьб" и уже отлично зарекомендовал себя среди моих учеников. Что нужно делать?

Каждый раз, после выполнения личной просьбы начальника, вы обращаетесь к нему в ответ со своей просьбой. Просите его, например, разрешить вам уйти с работы пораньше или забрать домой ненужный принтер, или что-то купить за счет компании. В случае сопротивления со стороны начальника, вы деликатно подчеркиваете, как хорошо к нему относитесь и как часто делаете то, что он просит вне ваших обязанностей. В свою очередь, вы просите его о небольшой встречной услуге.

Дальше ситуация проигрывается по следующим сценариям. Либо вы будете получать за свою помощь в личных вопросах компенсацию, которая сбалансирует происходящее, и личные просьбы не будут вам казаться чем-то обременительным. Либо начальнику, в один момент надоест вам постоянно идти на встречные уступки, и он от вас отстанет. Этот прием называется "завуалированный отказ с отложенным действием".

Если же второй способ не принесет ощутимого результата, у вас всегда есть первый вариант, когда на фоне уверенной альтернативы вы можете открытым текстом культурно расставить границы или перейти на другую работу. Когда будете искать новую работу, не забудьте со своей стороны на собеседовании поставить условие: "никаких личных и обременительных просьб".

Друзья, в дипломатии это называется беспроигрышная стратегия, смело берите ее на заметку. А в качестве полезного дополнения я приглашаю вас на свой новый курс "Искусство переговоров и счастливых отношений", который я несколько лет с любовью готовил по мотивам своего учебника МГИМО. Премьера состоится уже совсем скоро. Научитесь успешно применять в жизни десятки полезных приемов и стратегий дипломатов, договариваться на своих условиях и ловко располагать к себе даже самых трудных людей.

> НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ О КУРСЕ >