В Колумбии рушат статуи, а Мексика приносит извинения майя - Латинская Америка уже не будет прежней
«Мексиканцы произошли от коренного населения, бразильцы вышли из джунглей, а мы, аргентинцы, прибыли в Америку на лодках. На лодках из Европы»
Такое заявление в прошлом месяце сделал президент Аргентины Альберто Фернандес. Это был всего лишь дружеский жест сидевшему в тот момент рядом с ним премьер-министру Испании Педро Санчесу. Два десятилетия назад комментарий, который Фернандес приписал мексиканскому поэту Октавио Пасу, но который в действительности является строкой аргентинской рок-песни 1980-х, остался бы незамеченным. Другое дело сейчас: неловкое замечание обидело многих. Надо признать, что Фернандес выбрал очень неудачное время для своих замечаний о происхождении народов, ибо сегодня латиноамериканцы снова переживают очередной приступ сомнения в своей национальной идентичности.
В апреле в Колумбии демонстранты из числа коренных народов сбросили статую испанского конкистадора Себастьяна де Беналькасара. В Боготе подверглись нападению и были вывезены на хранение памятники королеве Кастилии Изабелле и ее наемнику Христофору Колумбу. В Чили принято решение сделать 24 июня государственным праздником в качестве «Дня коренных народов». В мае президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор принес извинения майя за злоупотребления последних пяти веков. Педро Кастильо, учитель левых взглядов и предполагаемый победитель президентских выборов в Перу, сказал, что быть «подлинным перуанцем» значит быть «андской крови». В ответ некоторые из его противников стали активнее размахивать красно-белыми флагами с изображением Бургундского креста - эмблемы испанского колониального правления.
Национальная идентичность трансформируется повсюду, и процесс этот, как правило, тесно связан с расовым вопросом. В Латинской Америке это особенно заметно. Большая часть региона стала независимой два столетия назад, как раз тогда, когда французская революция и европейские романтики ввели в моду национализм. Новые нации намеревались создать особую коллективную идентичность. Это была непростая задача, как писал Симон Боливар, освободитель северной части Южной Америки:
«Мы не индейцы и не европейцы, а раса, находящаяся на полпути между законными владельцами земли и испанскими узурпаторами».
На протяжении 19 века историки, художники и поэты работали над созданием национальных мифов и героев. Обычно ими становились светлокожие люди: хотя индейцы и черные рабы считались частью нации, они всегда играли второстепенные роли. В 20-м веке возникла более инклюзивная национальная идентичность, основанная на метисах - расовом и культурном смешении коренных народов, европейцев и африканцев, прибывших в качестве рабов и иммигрантов из других мест.
«От Рио-Гранде до мыса Горн нет ни одного латиноамериканца, который не являлся бы наследником всех без исключения аспектов этого культурного наследия», - заявил в 1992 году мексиканский писатель Карлос Фуэнтес как регион, отмеченный пятисотлетие прибытия Колумба.
Согласно переписи населения, в 2010 году около 42 миллионов латиноамериканцев, или 8% от общего числа, считали себя коренными жителями, другие гордились своим африканским происхождением. Эти категории населения, как правило, живут беднее среднего, в то время как элиты обычно выглядят белее среднего. Расизм и расовая напряженность в Латинской Америке сохраняются, хотя и в менее явной форме. Возьмем, к примеру, Аргентину: за провозглашенным президентом Фернандесом европейским фасадом скрывается истребление в 19 веке одних коренных народов и скрытое выживание других. Или Перу: по словам социолога Гонсало Портокарреро, история страны содержит два устойчивых мифа: о расовой войне, которой опасаются белые, и об Инкарри, возвращающемся, чтобы спасти свой народ от рабства, императоре инков. В 2005 году Портокарреро полагал, что обе легенды постепенно исчезают, однако недавние события ставят этот вывод под сомнение.
В настоящее время широко распространилась практика сбрасывания с постаментов статуй устаревших национальных героев, и в этом есть элемент анархистского вандализма. Но латиноамериканские лидеры совершили бы большую ошибку, если бы не осознали, что в странах, где пандемия и предшествующий экономический спад усугубили социальный раскол, за недавними массовыми протестами стоит не только потребность в улучшении материального положения, но и потребность в более инклюзивной национальной идентичности. Конкистадоры были не только храбрыми, но и жестокими. Теперь их место в музеях, а не площадях (Колумб, к слову, куда более сложный случай, олицетворяющий общие европейские корни многих латиноамериканцев). С другой стороны, за отстаиванием культурного и этнического разнообразия Латинская Америка не должна упускать из виду многие общие черты населения материка. Культурные метисы в некотором смысле это тоже миф, и его не следует навязывать, хотя и он тоже по сути остается единственным всеобъемлющим и объединяющим нарративом, которым обладает регион.
Источник: The Economist