Найти тему

Простые советы молодым учителям.

Молодые учителя! Очень хочется поддержать вас и поделиться тем, что помогало при/за/влечь учащихся и заставить их мозг работать.

1. Начинайте урок только тогда, когда добьётесь порядка на партах, чтобы всё было готово, и когда наступит тишина. В конце концов, фраза «Какой ряд успокоится, тот сядет» всегда выручала.

2. Очень важный этап – проверка д/з и то, что называют «актуализация знаний». Это надо вместить максимум в 10 минут. Если у вас устный предмет, домашнее задание накануне давайте с условием: придумать 3 вопроса (со слов «кто/что/какой/где, когда», «что было сделано/ как была решена проблема», «почему или зачем…»). Прекрасная работа - составить план простой или на основе вопросов. Опрос можно фронтальный, можно как самоопрос (ученик послабее индивидуально сам пишет вопрос и тут же ответ, причём слабого не бойтесь и предупредить о том, что вызовете), а можно и как диалог (этот вид очень нравится и учителям, и детям).

· Чтобы было побольше оценок, на этом этапе всегда сажала 2-3 человека по одному за первую парту («хозяева» места привычно освобождали на определённое время), чтобы писали ответ на вопрос (возможен даже один и тот же вопрос), который будет важен для дальнейшего объяснения нового материала. По окончании диалога (по 5 реплик) зачитываете ответы на вопрос (в сравнении сразу понятен уровень и не будет претензий) и, обсуждая, плавно переходите к новому материалу. Это займёт внимание всех. Выработается привычка к монологическому высказыванию. Но этот приём давайте не сразу, подождите. Пока сложатся отношения с классом. А то могут устроить балаган.

· Если это предмет письменного характера, хорошо иметь доску «с крыльями», чтобы во время фронтального опроса 2 человека могли писать с обратной стороны индивидуально или в паре (сильный+слабый) заданное упражнение, задачу (в целях экономии времени возможна запись только элемента) и не отвлекать других. В конце открыть и быстро прокомментировать. В паре отвечать должен слабый, а сильного тоже надо оценить за то, как смог объяснить. Если уж совсем слабый, дайте элемент задания совсем простой. Пусть получит удовольствие и положительную оценку! Жалко вам, что ли? Зато радости!! Успеете ему для равновесия ещё и «2» поставить, в итоге легче «3» нарисуется.

· Можно организовать проверку изученного как работу над ошибками, которую выполнять лучше «цепочкой» (чтобы всех держать «в тонусе») с обязательным комментированием.

· Главное – чтобы видна была связь изученного и нового. Сейчас это актуально.

3. Итак, новый материал.

· При подготовке к уроку определите, какую информацию ученики вполне могут понять самостоятельно и найдите соответствующий отрывок в тексте учебника, а может, надо потрудиться и найти необходимый текст. Правда, в этом случае приходится тратить бумагу для распечатки. Обязательно отводите время на самостоятельное овладение материалом! Конечно, это почти невозможно на уроках математики, но хороший учитель владеет спецификой объяснения своего предмета, не стесняйтесь спрашивать у того учителя, который вам нравится.

· В ходе самостоятельного чтения разрешайте и поощряйте вопросы о непонятном. По окончании ознакомления задайте сначала вопросы такого плана: Что удивило? Что показалось лёгким? Что-трудным? Что было интересным? В итоге они ответят то, что вам и надо, но вы будете обращаться к их чувствам, а школьники именно этого жаждут.

· При объяснении, если возможно, давайте чёткий алгоритм рассуждения. НЕ бойтесь применить старый проверенный метод повторения. Предположим, отработку правописания, решения какого-либо действия, характеристику какого-либо объекта проведите с комментарием, по одному по очереди пусть выходят к доске и записывают по 1 слову,1 примеру и т.д. с обязательным проговариванием алгоритма мысли (для экономии времени, сразу определите очерёдность и условие: начинать проговаривание ещё при подходе к доске). Если запомнят, будут использовать на автопилоте.

Про отработку знаний и закрепление писать не буду, тут более-менее всё понятно.

4. Акцентируйте внимание на концовке урока. Приучите себя, «взявшись» за кого-то, после 3 ответов в течение урока назвать оценку. НЕ откладывайте на конец! Это очень портит урок. Можно воспользоваться «продвинутым» способом. Раздавать разноуровневые карточки с тем, чтобы в конце урока посчитали результаты. Но в этом случае должна быть привычная, отработанная шкала: за столько-то баллов – такая-то оценка.

5. Если к вам пришли на урок, минут за 5 до конца быстро и без сожаления выкиньте то, что явно не успеете, и приступайте к итогам. Ваша цель-закончить со звонком.

6. Ещё всегда советую дом. задание записывать на доске заранее и объяснять его сразу после объяснения нового материала с установкой, каким навыкам должны научиться. При переходе к закреплению сказать: «А сейчас мы рассмотрим, как это надо делать..». Это красивый и полезный ход. Так вы избежите основной ошибки – давать задание после звонка.

Всё, что я сейчас написала, я уже рассказывала таким же молодым. И те, кто пользовался советами, всегда с честью давали любой открытый урок. Только помните: чтобы дать красивый открытый урок, с детьми нужно хоть несколько раз отработать необходимый вид работы. В противном случае всё выглядит ужасно.

Оставьте, пожалуйста, отзыв: есть ли что-то новое для вас; можете написать здесь отзыв и гораздо позже, когда попробуете, - получилось ли.

Когда-то в далёкой глухой деревне меня учил молодой директор, и я ему всю жизнь благодарна за науку выстраивания урока. Я никогда не боялась никаких проверяющих. Очень буду рада, если помогу вам. Если в начале работы будут проблемы и не с кем будет посоветоваться, не стесняйтесь, спрашивайте. У меня там есть пост «Вопросы».

С верой в вас и с надеждой на вас – Елена Ивановна.Удачи!