О, нет...ужасно скучный сценарий!
Иногда вы сидите за своим компьютером, размышляя: может выбросить его в окно? Потому что после шести месяцев крови, пота и слёз и примерно тысячи чашек кофе, ваш комедийный сценарий всё ещё остается просто "meh"*.
И вы не можете понять, почему. Что ж, вы не одиноки. Это загадка, с которой сталкивается большинство сценаристов: почему мой сценарий такой неприметный, и что я могу с этим поделать?
*(междометие, используемое как выражение безразличия или скуки. Это часто расценивается как словесный эквивалент пожимания плечами).
Прежде чем вы попытаетесь засунуть свой ноутбук в микроволновую печь (он не проходит... я пытался), попробуйте следующие три инструмента и посмотрите, не поднимут ли они ваш комедийный шедевр на следующий уровень, чтобы вы могли использовать ваш компьютер по назначению и окончательно написать КОНЕЦ в сценарии.
Персонаж - это ключ
Как правило, если в вашем тексте "просто чего-то не хватает", скорее всего, виноват ваш персонаж(ы). Вернитесь к сценарию и перечитайте каждую сцену, в которой участвует ПЕРСОНАЖ, затем логически отследите его действия, реакции и мотивации, бит за битом, каждый шаг на этом пути.
- Имеют ли смысл действия/мотивы вашего персонажа? Люди не должны оставаться в замешательстве после прочтения сценария.
- Есть ли у него эмоциональный диапазон или он идёт по страшной прямой линии пассивного и обыденного? Является ли герой неудачником, или у него есть харизма и эмоциональная динамика в сценах?
- И самое главное, есть ли у него эмоциональная арка? К концу сценария он изменился, к лучшему или к худшему, по сравнению с тем, кем он был в начале сценария? Без какого-либо эмоционального роста мы останемся неуверенными в том, что должны перенимать у него опыт… И будем разочарованы.
Прокачайте свою комедию
Задайте тональность
Спросите себя, к какому тону я стремлюсь? Фарс? Сатира? Фильм основанный на реальности? Установите тон фильма как можно раньше и, опять же, отслеживайте его на каждом шагу. Убедитесь, что этот тон соответствует вашим сценам.
Ваша комедия устарела?
Спросите себя, устарела ли моя комедия? Концептуальному, игривому и бесстыдно сатирическому стилю 80-х трудно найти применение в ориентированном на ситуацию, остроумном мире современной комедии.
Если вы не являетесь мастером жанра, который вы пишите (то есть, любите его или ненавидите, Вуди Аллен может писать безумные комедии, когда захочет), в общем, люди не ищут новой романтической комедии с Бетт Мидлер, но они ищут следующего Джадда Апатоу.
Ладно, вы, наверное, сейчас злитесь на меня. Я знаю. Нужно приложить большие, большие усилия. Но в итоге всё будет легко и весело – я обещаю.
Задавайте темп
Что происходит, когда вы слышите смешную шутку? Вы смеётесь, да? Но что, если вы услышите ещё одну шутку до того, как закончите смеяться над первой шуткой? Что ж, теперь ты смеешься над двумя шутками одновременно и просто отлично проводишь время. Джерри Сайнфелд называет это “сжатием” или “броском", говоря:
“Я не настолько смешной. Поэтому я стал одержим техникой стендап-комедии. Чем ближе друг к другу вы сможете собрать удачные шутки, тем громче будет смех. Сжатие - очень важный аспект”.
Проверьте свои шутки. Оставьте место для завязки, а затем поразите зрителей развязкой — и если вы сможете придумать достаточно таких конструкций, ваша комедия почти наверняка будет менее “meh”.
Организуйте читку сценария
Закажите пиццу, чан вина и бутылку шампанского. Пригласите своих приятелей. Раздайте сценарии, ручки, карандаши и т. д. Для заметок и комментариев.
Затем налейте вино. Назначьте каждому роль и попросите кого-то читать блоки описания. (Вам ничего не нужно делать, кроме как слушать... и, может быть, выпить вина. Но не слишком много. Это очень важно).
Затем пусть друзья начинают читать сценарий вслух. Прислушайтесь к тому, как звучат ваши слова. Люди увлечены? Шутки вызывают смех? Считывается ли характер персонажей? Понятна ли ваша история в каждый момент времени? Органичен ли диалог? И когда всё это закончится, ваши друзья смотрят на вас с жалостью, тщательно подбирая слова, или они искренне восхищены?
Обойдите комнату, и пусть каждый читатель поделится с вами своими мыслями. Если вы получите комментарий на определённый момент один раз – ничего страшного. Если вы получите один и тот же комментарий дважды - взгляните на него. И если вы получите один и тот же комментарий три раза – исправьте текст.
Затем откройте бутылку шампанского!
Отложите текст и будьте готовы вернуться к переписываю после. А сейчас найдите более увлекательное занятие. А если советы не помогли, ваш ноутбук поместится в духовку с большим запасом. Это точно.
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.