Германия является пионером использования электромагнитных волн для обнаружения объектов. В 1888 году Генрих Герц, который первым доказал существование электромагнитных волн, обнаружил, что эти волны, как и свет, могут отражаться от металлических поверхностей. Радиотехническое устройство для обнаружения кораблей было создано в Германии Кристианом Хюльсмейером в 1904 году. Это устройство, названное телемобилоскоп, было построено на эффекте отражения радиоволн. Передающая антенна с широкой диаграммой направленности излучала импульсы, сформированные искровым передатчиком. Приемная антенна с узкой диаграммой направленности могла вращаться на 360 градусов и если направление ее максимальной чувствительности совпадало с направлением отраженного от корабля сигнала, в приемнике срабатывал звонок. Телемобилоскоп имел синхронизированный с приводом вращения приемной антенны компас-указатель, благодаря чему можно было получить данные о пеленге с высокой точностью. Первая публичная демонстрация телемобилоскопа состоялась 17 мая 1904 в Кельне и произвела большое впечатление на публику, в результате чего Хюльсмейер открыл серийное производство своих устройств, основав компанию Telemobiloskop–Gesellschaft Hülsmeyer & Mannheim. Хотя Хюльсмейер запатентовал свое изобретение, англичане до сих пор считают, что телемобилоскоп не является радаром.
В начале 1930-х годов физик Рудольф Кюнхольд, научный руководитель экспериментального института систем связи Кригсмарине (нем. Nachrichtenmittel-Versuchsanstalt (NVA)) в Киле, пытался улучшить акустические методы обнаружения судов. Он пришел к выводу, что точность измерения расстояния до цели может быть повышена только в случае использования электромагнитных волн. В 1933 году Кюнхольд впервые попытался проверить эту идею с помощью приемника и передатчика, работавших на волне длиной 13,5 см (2,22 ГГц). Эксперимент закончился неудачей, и Кюнхольд обратился за помощью к радиолюбителям, Поль-Гюнтеру Эрбслоху и Хансу-Карлу фон Виллизену, имевшим большой опыт разработки систем УКВ связи. В январе 1934 года Кюнхольд совместно Эрбслохом и фон Виллизеном создают компанию Gesellschaft für Elektroakustische унд Mechanische APPARATE (GEMA) (рус. Общество электроакустических и механические устройств). Компания начала разработку прибора, названного Funkmessgerät für Untersuchung (рус. радиоизмерительный прибор для разведки). Первое созданное в GEMA устройство состояло из передатчика с магнетроном производства компании Philips, который развивал мощность около 70 Вт на частоте 600 МГц, но обладал большой нестабильностью частоты. Приемник был выполнен по регенеративной схеме, использующей эффект Доплера[1] и с осциллографической трубкой в качестве индикатора. В июне 1934 года во время испытаний в порту Киля удалось обнаружить крупные корабли на дистанции около 2 км. В октябре удалось принять отраженный сигнал от пролетавшего самолета. В сентябре 1935 года была проведена демонстрация доработанной установки главнокомандующему Кригсмарине, которая произвела самое положительное впечатление - точность определения направления составляла 0,1 градуса, а дальность определялась с точностью 50 метров. GEMA получила государственное финансирование и приступила к разработке радиолокационных систем, работавших в диапазоне волн около 50 см (500 МГц) Seetakt (Зеетакт) для Кригсмарине и Freya (Фрея) для Люфтваффе.
РЛС Wurzburg компании Telefunken
Летом 1935 года Вильгельм Рунге, директор исследовательской лаборатории компании Telefunken, начал разработку собственного устройства радиообнаружения. Единственным отличием от прибора GEMA было использование диапазона волн 50 см (600 МГц). Позже была разработана новая установка, работавшая в диапазоне 1,8 м (170 МГц) с импульсной модуляцией, которая была впервые испытана в феврале 1936 года. С помощью системы Рунге удалось обнаружить самолет на дистанции около 5 км. Люфтваффе высказало свою заинтересованность в финансировании дальнейших исследований устройств радиообнаружения Рунге, работавшего в диапазоне 50 см (600 МГц).
Компания Standard Elektrik Lorenz была основным поставщиком оборудования связи для немецкой армии и основным конкурентом Telefunken. В конце 1935 года, когда в Lorenz узнали подробности о работах Рунге, они поспешно начали разработку собственного устройства, названного Einheit für Abfragung (DFA) (рус. устройство для обнаружения). В DFA использовались лампы типа DS-310, работавшие в диапазоне 70 см (430 МГц) при мощности около 1 КВт. В начале 1936 года, в ходе первых испытаний, были получены отражения радиоволн от больших зданий на дистанции до 7 км. В середине 1936 года оборудование было установлено на скалах в районе Киля, и с его помощью удалось обнаружить корабли на дистанциях до 7 км, а самолеты - 4 км. Об успешном эксперименте было сообщено командованию Кригсмарине, но это сообщение не вызвало никакого интереса, так как аналогичные работы по заказу флота уже велись компанией GEMA. Зато интерес к DFA проявило армейское командование и заключило контракт с Lorenz для разработки системы для наведения зенитных орудий Kurfürst.
Таким образом, в Германии разработки устройств для радиолокации по заказу различных ведомств вело стразу три компании: GEMA для Кригсмарине, Telefunken для Люфтваффе и Lorenz для армии.