Найти тему
Валерий Грачиков

Почему, имея небольшое численное преимущество, советские ВВС Западного округа попались в ловушку «на мирных аэродромах»

Одна из причин катастрофы Западного фронта в начале Великой Отечественной войны – быстрый захват люфтваффе господства в воздухе. При этом, если глянуть на общее количество самолетов, то, казалось бы, такой катастрофы случиться было бы не должно. Ведь в ВВС западного особого округа насчитывалось 1789 самолетов, а против них действовали 1628 немецких самолетов, поддерживавших наступление группы «Центр».

Но было еще несколько важных моментов, кроме неожиданного нападения «на мирные аэродромы», которое у нас нередко считается главной причиной разгрома советских ВВС в начале войны.

Для начала надо отметить, что возможности люфтваффе были куда больше, чем у советских ВВС. Причина заключалась в том, что у немцев наземный персонал был больше и имел более высокую квалификацию. А что это значит? А это значит, что немцы без проблем могли отправить свои бомбардировщики в вылет несколько раз за день. А советские ВВС такой возможностью не обладали. В результате Ju-87 летали бомбить по 5-6 раз в день, а советские СБ и прочие машины – хорошо, если по два раза, а то вообще один раз в день. В результате небольшое численное преимущество сразу же нивелировалось более активной эксплуатацией техники. И получалось, что в небе были одни немецкие самолеты.

Еще одна проблема, которая привела к тому, что немцы ловили советские самолеты «на мирных аэродромах» заключалась в том, что весной 1941 года в СССР начали строительство бетонных аэродромных полос. Причем приняли «гениальное» решение – строить сразу ВСЕ взлетно-посадочные полосы. В результате ВВС Западного Особого военного округа начали воевать , не имея значительной части аэродромов. Они были тупо перекопаны.

По этому поводу можно тут же начать кричать, что, мол, вот же оно – предательство!! Мы же говорили, что во всем виноваты генералы! Павлов – предатель, все аэродромы перед началом войны перекопал!

Но тут есть один важный момент. Если перекапывание всех аэродромом – на самом деле предательство, то получается, что Родину предал не Павлов. А некие другие персонажи рангом повыше. Потому что за строительство аэродромов отвечали не военные. А НКВД. Такова тогда была структура силовых ведомств в СССР. Поэтому «спасибо» за перекопанные аэродромы надо сказать совсем другим людям, которые руководили этими ведомствами и взаимодействием разных силовых структур. В отчете о деятельности ВВС потом прямо было сказано:

«…Несмотря на предупреждения о том, чтобы ВПП строить не сразу на всех аэродромах все же 60 ВПП начали строиться сразу…»

В результате все основные аэродромы Западного особого военного округа на 22 июня использоваться не могли. Маневрировать для защиты от налетов вражеских ВВС авиация Западного особого тоже толком не могла. Самолеты теснились на тех аэродромах, которые по счастливой случайности, труженики из НКВД перекопать не успели.

-2

Это привело к тому, что если и не первым, то вторым-третьим-четвертым налетом немцы все равно подлавливали тот момент, когда на аэродромах было много советских самолетом и они оказывались без прикрытия.

Результатом стала потеря в первый же день 738 самолетов из 1789. Причем 528 машин советские ВВС потеряли на земле. Еще 210 было потеряно в воздухе. Интересно, что люфтваффе заявило в этот день 180 сбитых самолетов. Это потом, позднее начнутся записи сбитых по принципу «раз стрелял, значит – сбил», как набивал свой счет, например, небезызвестный Хартманн.

Кстати, с похожей проблемой и перекопанными взлетными полосами столкнулся не только Западный особый округ. Просто против КОВО, например, расклад был таким: 2003 самолетов у советских ВВС и около 600 – у немцев. Поэтому и масштабы катастрофы там оказались меньше. А на направлении главного удара советские ВВС понесли уже в первый день жестокие потери.

И виноват в них во многом совсем не Павлов. Как бы не хотелось некоторым повесить все только на него.

---------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм