Найти тему
Библиотекарь

Теодицея в книге Иова. Голос из бури

Неведение сопровождает человека на всем протяжении его жизненного пути. Оно в большей степени является причиной многих гипотез, недоумения, отрывочных сведений о мироустройстве и жизненных ситуаций. Беспокойство и неуверенность вылились в одну известную цитату "Человеку свойственно заблуждаться". Этот лейтмотив прослеживается при чтении книги Иова, особенно последней ее части, где после всех речей, пламенных споров, предположений мы в конечном итоге подходим к кульминационной ее части - Бог отвечает Иову из бури.

Те, кто читает книгу Иова впервые, вправе ожидать каких-либо ответов, но парадокс в том, что их нет. Вместо этого Бог Сам задает вопросы Иову и на этом строится вся интрига, то, что ставит в тупик читателя и вместе с тем побуждает задуматься о глубинных процессах, подчас таких, о которых человек не имеет никакого представления.

Если внимательно присмотреться, то можно обнаружить ряд примечательных деталей. Все речи Иова построены на вопросах. Вопросах к своим друзьям, упреки в их адрес и вопросах к Богу. Я обнаружил более девяноста вопросов, которые задает Иов во всех своих речах, большинство из них направлены в небо. Это закономерно, потерять все в своей жизни, испытать крайнюю степень отчуждения, физически страдать от язв и проказы, и самое страшное - не понимать причину страданий, постигших тебя. Иов вправе знать, почему все это происходит с ним.

Бог отвечает ему из бури. Его речь также построена на вопросах, не менее сложных, которые задавал Иов. Более пятидесяти знаков вопроса стоит в тексте, в речи, обращенной к Иову.

При чтении можно заметить одну привлекательную деталь: речь из бури затрагивает картину творческой недели описанной в первой главе книги Бытие. Практически в том же порядке, как она там представлена. Красота и поэтичность этого отрывка сопоставима с великими произведениями древности, и не уступает «Элладе» Гомера и самым изысканным речам философов.

Но Бог не затрагивает философских и богословских проблем. Его речь направлена к духовному опыту Иова, туда, где мысль перестает быть рациональной и постигается только верой.

Анализирую последние главы книги Иова можно прийти к следующим выводам.

1. Бог не оправдывается. В речах Иова неоднократно звучит мысль о суде и невозможности привести Бога на суд. "Кто обвинит Его?" Именно этот факт, суд над Богом и соотносит книгу с темой "теодицеи" или богооправдания. Вместо оправданий мы читаем о суверенной и непостижимой для нашего ума власти и возможностях, безграничных и неподконтрольных никому.

2. Божий глас к Иову описывает сложность мироустройства. Мир гораздо сложнее, и не всегда подчиняется и действует в контексте формулы правильно/неправильно. Это можно увидеть на примере друзей Иова. Выдвигая стройные богословские концепции, ценные и значимые сами по себе, в конечном итоге они были отвергнуты и признаны неверными. Видимо не всегда можно заключить в рамки суть происходящего, особенно на фоне ограниченности познаний и стремления к заблуждению, коим обладает всякий человек. В последней главе книги Бог обращает внимание на действия друзей страдальца и высказывает о них вот такое мнение: "... горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов." (Иов. 42:7)

3. Две главы в речи из бури посвящены описанию левиафана и бегемота. Кем бы они ни были на самом деле, на примере этих существ показана слабость человека. Если есть животные, сделать с которыми вы ничего не можете, не можете подчинить их своей власти, зачем пытаетесь втиснуть в рамки Самого Бога? Эта идея буквально сквозит из тщательного описания левиафана в 41-ой главе. Целая глава посвящена левиафану. Не будем забывать о экономии письменного пространства и лаконичности библейского текста, но все это принесено в жертву, ради одной цели - не дать возможность человеку думать о себе слишком высоко.

4. Неведение - основной мотив практически всей книги Иова. Ни он, ни его друзья ничего не знали о побудительных мотивах трагедии, лишившей Иова всего, кроме жизни. Многое остается в тайне до срока. Христос однажды сказал: "все тайное станет явным", но это не находится в нашей власти и является прерогативой Бога. Бог не отчитывается перед Своим творением, но это не в коей мере не означает, что оно Ему не дорого.

Книга Иова заканчивается на радостной ноте. Ему все возвращено, даже вдвое больше прежнего. Но он так и не узнал о истинной цели и причине своих страданий. Зато приобрел глубочайший духовный опыт, открывающий Творца с неожиданной стороны.

"Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле." (Иов. 42:5-6)

Буду рад вашим мыслям по этому поводу, зная, что всех аспектов книги Иова невозможно перечислить.