У агрономов начинается битва за урожай, а для учителей не за горами новый раунд боев против телефонов. Что делать, как быть — давайте обсудим, пока не начался учебный год.
Для начала оговоримся с терминами. Однажды я попросила одного ученика убрать со стола телефон.
- У меня нет телефона, - нагловато ответил Васечкин. - Это айфон.
- Окей, - говорю. - Убери гаджет.
На том и договорились.
На уроке мне некогда разбираться, что там у ученика в руках, айфон, айпад, смартфон или еще что. Для удобства буду называть все эти гаджеты телефонами.
Итак, во времена, когда телефон умел только звонить и посылать смс-ки, проблем никаких не было. Но потом на звонилки стали устанавливать интернет, игры — и понеслась.
Чем дети заняты на переменах? Играют. Зависают в соцсетях. Чем они заняты на уроках? Пытаются играть или переписываться «Вконтакте» тайком. Чем занят учитель? Равнодушный продолжает урок, не обращая внимания на тот факт, что большинство слушателей ушли в виртуал. Неравнодушный пытается бороться за внимание учеников.
На высоких руководящих уровнях в стране тоже озаботились этим явлением. Родилась идея специальных коробок, куда ученики должны складывать свои гаджеты перед уроками. Я таких коробок не застала, поэтому борюсь своими методами.
Сразу скажу, что метод «Иванов, убери телефон!» не работает, потому что игрушка просто переместится под стол.
Метод первый. Банальный отъем
Работает в классах, с которыми сложились доверительные отношения. Перед началом урока напоминаю о необходимости убрать телефоны. Но один-двое все-таки игнорируют: ставят подставки для книг, на них раскрытые учебники и собственно телефоны. Обычно таких учеников выдают взгляды соседей, подозрительно направленные на точку перед подставкой.
Ага, фоточки смотрим! Подхожу либо незаметно, либо намеренно глядя в упор на проштрафившегося. Во втором случае он как кролик перед удавом замирает и даже не пробует убрать телефон.
Большинство спокойно переносят временную разлуку с источником блаженства. Я недавно цапнула телефончик из рук, которые нагло играли прямо на парте. У меня дети спокойно к этому относятся, потому что знают — верну сразу после звонка.
Так вот, иду к своему столу, вожу пальчиком по экрану.
- Ой, - говорю, - он побежал!
Мне не видно, кто именно, дальнозоркость уже развивается. Но какой-то персонаж точно побежал. Происходящим заинтересовались даже те, кто до сих пор пребывал в легкой дремоте.
- Куда бежит? - спрашивают.
- Кажется, впереди море, - отвечаю. - Прыгнул. Ой, утоп.
- Ну, Леха, все свои баллы потерял!
Народ утешает Леху, Леха в растерянности крутит головой. Я кладу телефон на полочку под доской, чуть-чуть стучу указкой и продолжаю урок:
- Итак, давайте разберемся, какие особенности строения птиц позволяют этим животным летать. Крылья и перья не предлагать — это мы обсудили в прошлый раз.
Кстати, Леха с тех пор ни разу на уроке телефон не доставал. Но так можно себя вести только в том случае, когда точно знаешь реакцию и ребенка, и класса. С пятиклассниками лучше таких экспериментов не затевать.
Почему? Жалоба ребенка родителям, жалоба родителей директору, увольнение. Потом, может быть, разберутся, что и как было. Оно мне надо?
Метод второй. Игра
Тут многое зависит от общего настроя в детском коллективе. С одним восьмым классом мы играли так. Я показывала на свой стол и объявляла:
- Это зона бесплатной парковки. Кто воспользуется, получит плюсик в карму (почему-то современным детям «заходит» тема кармы, если обсуждать ее в шутку)
И вы знаете, им нравилось. Дети вставали и добровольно выкладывали свои телефоны рядами, как автомобили в подземном гараже. Я их еще поправляла для ровности.
А в моем кабинете на столе лежит здоровенный «Пилот» на шесть гнезд.
- Кто хочет подзарядиться? Количество мест ограничено!
Через минуту все гнезда заняты. Это значит, что по крайней мере шесть учеников слышат меня, а не музыку через беспроводные наушники.
Метод третий. Договор
Это для «старшаков». Как вы понимаете, затевать игру в парковку с одиннадцатиклассниками или отнимать у них телефоны как-то несерьезно. Но и письменные опросы проводить нужно. Списывают они виртуозно. Поэтому объявляю:
- Через 20 секунд начинаю раздавать задания. К этому времени на краю стола должно лежать столько телефонов, сколько человек сидит за этим столом. Если телефонов меньше, я прохожу мимо. Как только положу задания на шестой стол — время пошло.
Здесь нужно сделать ремарку: у меня в кабинете парты стоял сдвоенно, получается шесть столов на четверых каждый. Об этом есть отдельная статья.
Дети разумные, телефоны выкладывают. Но как же без хитрости? Взгляд выхватывает нечто подозрительное. Подхожу, аккуратно беру в руки телефон. Ан, и не телефон это. Чехол. Просто он лежит «спинкой» вверх.
Поэтому есть дополнение: телефоны должны лежать экранами вверх.
Метод четвертый. Использование по делу
Когда я впервые объявила классу: «Вооружаемся телефонами!» - никто не поверил. Замерли, не поняли. Решили, что это какая-то «подстава» с моей стороны.
На самом деле телефон можно применить на уроке. Например, нам иногда нужен калькулятор. Для многих лабораторных работ по биологии используется секундомер.
Нередко на уроке возникает ситуация, когда нужна иллюстрация, но заранее я об этом не знала и потому не вставила ее в презентацию. Например, обсуждали мы как-то проблему утилизации мусора, и я вспомнила, что в Вене стоит дивной красоты мусоросжигательный завод, построенный по проекту архитектора Хундертвассера. Да не просто стоит, а является одной из достопримечательностей города.
Совершенно легально ученики полезли в гугл искать фотографии этого завода.
Еще я иногда использую некоторые просветительские сайты. Например, в экологии есть понятие «экологического следа». Когда не было интерактивных досок, мы заходили в телефонов на сайт, где есть интересный тест для расчета этого самого экологического следа. Кстати, весьма полезный способ оценить свое бытовое поведение с точки зрения ущерба для природы.
А в этой статье я рассказываю о своем видении проблем, связанных с телефонами в школе
Делитесь в комментариях, как вы справляетесь с «телефонной конкуренцией». И что вообще думаете о роли и месте телефона в учебном процессе.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.